Этапы развития речи у ребенка первого года жизни

Этапы развития речи у ребенка первого года жизни

Речь – высшая психическая функция. Она всецело зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Это не только средство общения, но и основа мышления. Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. Недаром развитию речи детей дошкольного возраста придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов.

От умения понятно выразить свои мысли зависит, сможет ли ребёнок свободно и непринуждённо общаться с окружающими. Дети с развитой речью активно играют и общаются со сверстниками, контактируют со взрослыми, делятся своими впечатлениями. Ребёнок, осознающий, что его речь непохожа на речь сверстников, может начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться.

Чтобы узнать, правильно ли развивается годовалый малыш, нужно знать, что в возрасте с рождения до года является нормой, а что патологией, как можно стимулировать его речевое развитие самостоятельно.

Стадии речевого развития

Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам стадии. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:

  1. Стадия крика. Длится от рождения до 6–8 недель. И крик, и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком. Короткий вдох и удлинённый выдох сопровождают громкий крик.
  2. Стадия гуления. Длится от двух до пяти месяцев. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, он меняется в зависимости от состояния малыша. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа). И это уже становится началом важнейшего периода — коммуникации, общения с окружающими. Оно сопровождается появлением «социальной» улыбки для всех, кто общается с ребёнком, чуть позже – первого смеха, похожего на повизгивание. Гуление происходит на выдохе, так тренируется речевое дыхание.
  3. Стадия лепета. Самая большая по продолжительности стадия занимает около 6–7 месяцев и длится практически до конца первого года жизни, а точнее, до возраста 11 месяцев. Для неё характерен лепет, состоящий вначале из отдельных слогов (па, ба, ля), переходящих позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля), а затем в следующую стадию — первые слова, которые чаще состоят из двух одинаковых слогов (па-па — папа, ба-ба — бабушка, ля-ля — кукла). Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным для ребёнка произнесение различных звуковых комплексов, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня.
  4. Стадия первых слов. Длится до конца первого года жизни. Эти слова (около 20–25) чаще состоят из двух одинаковых слогов. Это стадия, когда ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление папы словом — па-па. Ребёнок на этой стадии активно поддерживает контакт со взрослым предметно-действенными средствами, манипуляцией с игрушками и предметами. На этой же стадии интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь. Он ещё не может сказать ослик, но если вы попросите дам игрушку, изображающую ослика, он даст.

Возрастные нормы по месяцам

Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.

  1. Первые полтора месяца жизни. Появляются звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь матери и других близких людей. Это преимущественно гласные звуки и их сочетания (о, а, у, я, ау, уа). Ребёнок в состоянии сосредоточить взгляд на лицах родных, на показываемых ему игрушках, прислушаться к звукам человеческой речи. В этот период дети с предпосылками будущего расстройства речи могут быть выявлены по оценке характера их крика – пронзительного или очень тихого, возможны всхлипывания или вскрикивания на вдохе, а не на выдохе, как полагается при нормальном развитии.
  2. На 2–3 месяце «комплекс оживления», состоящий из характерных движений ручек и ножек при виде матери, сопровождается гортанными звуками и их комбинациями с гласными (а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га). Такое гуканье возникает не только при контакте со знакомыми близкими людьми. Оно может возникнуть спонтанно, когда малыш сыт и доволен, или при рассматривании игрушки. Ещё одно достижение этого этапа – слуховое и зрительное сосредоточение на источнике звука или движения.
  3. На 3–5 месяце ребёнок ищет контакта со взрослыми своим взглядом, улыбкой, произносит протяжные звуки — гулит. Они чаще всего состоят из таких звукосочетаний, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Иногда эти сочетания настолько причудливы, что их сложно воспроизвести. Патологией на этом этапе считаются однообразные звуки гуления в сопровождении хаотических движений рук и ног, отсутствие интонационной выразительности.
  4. На 6 месяце жизни в речи ребёнка появляются лепет, состоящий из таких сочетаний звуков, как «га, ка, па, ма». Постоянно повторяясь, они уже достаточно сильно становятся похожи на модели слов, как бы произнесённых по слогам: «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Появляются такие импровизации только в хорошем настроении, и пока ещё они не могут быть средством общения. В этот период можно диагностировать врождённую глухоту, потому что у глухого ребёнка лепет отсутствует, постепенно угасают звуки гуления.
  5. На 7 месяце жизни появляется связь между предметом и обозначающим его словом. Если родители специально уделяют внимание этому умению, показывают предметы и игрушки, называя их по нескольку раз, то ребёнок быстро научится отыскивать их взглядом по просьбе взрослого. Слова должны быть чётко различимы по звучанию. У ребёнка с задержкой развития речи лепет отсутствует или проявляется отдельными элементами, малыш не подражает движениям взрослого, не выполняет простейшие словесные команды.
  6. К окончанию первого года жизни в активном словаре ребёнка в среднем имеется от 10 до 25 слов. Наряду с правильно произносимыми словами (папа, баба, дядя, ляля), это могут быть и лепетные слова (ам, бобо, бах), и частично произносимые формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), а также звукоподражания голосам животных и окружающим звукам (мяу, га-га, би-би). К этому времени связь между словом и предметом, который оно обозначает, должна быть установлена. Речь к концу первого года жизни в идеале является средством общения ребёнка со взрослыми.
READ
Ожирение печени: что это такое и как бороться с ним?

Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы, если кроме них при общении используются ещё и слова.

Как способствовать речевому развитию ребёнка

Поскольку развитие речи детей первого года жизни напрямую связано с развитием головного мозга во внутриутробном периоде, от нормального течения беременности и родов зависит очень многое. На развитие мозговых структур может повлиять большое количество факторов:

  • генетическая предрасположенность к наследственным патологиям развития плода;
  • стрессовые перегрузки во время беременности;
  • воздействие никотина и алкоголя на организм матери;
  • недостаточное питание мамы;
  • нехватка кислорода (гипоксия) у ребёнка во время беременности и родов;
  • отрицательный резус-фактор;
  • негативное действие инфекций и хронических патологий.

У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств.

Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Именно поэтому очень правильно поступают женщины, которые ещё до рождения ребёнка читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку. Это поможет ему получить через несколько лет отличную речь.

Речь годовалого ребёнка включает в себя:

  • активный словарь – от 8 до 12 слов, которые он может произнести;
  • пассивный словарь — слова, значение которых малыш понимает.

Сильный скачок в развитии пассивного словаря происходит после первых шести месяцев жизни малыша при условии, что родители активно знакомят его со значениями слов. Родители могут передавать ему информацию жестами, интонацией голоса, мимикой, но ведущая роль здесь принадлежит слову.

Разговаривая с малышом при кормлении, одевании, гигиенических процедурах взрослые передают ему смысл слов, обозначающих предметы и действия. Даже не понимая вначале значения слов родителей, ребёнок улавливает эмоциональную окраску речи, он осознаёт, что обращаются к нему, у него возникает желание ответить. Поэтому правы те мамы и папы, которые разговаривают с малышом с первых месяцев его жизни.

Ещё на первом году жизни нормально развивающемуся ребёнку доступна особенность речи – понимать, что одним словом называют разные предметы. «Киса» – это и живая кошка, и мягкая игрушка, и фарфоровая фигурка за стеклом шкафа. «Би-би» — это и настоящий автомобиль, и пластмассовая машинка на верёвочке, и картинка в детской книжке. Способность понимать обобщающие слова может быть развита к концу первого года внимательными родителями, неустанно знакомящими малыша с различными предметами и явлениями его окружения.

Очень важное умение первого года жизни – понимание значений большого количества слов, обозначающих действие. Ребёнок понимает не только обозначения крупных движений (стоять, бежать, есть), но и слова, означающие мелкие действия, выполняемые рукой (разожми кулачок, дай руку, покажи, что у тебя в руке, отпусти).

Речевое развитие – процесс, тесно связанный с развитием сенсорных способностей малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка, различение формы и цвета окружающих предметов. Сенсорные способности можно развивать с первых дней жизни малыша, окружая его выразительными по цвету предметами интерьера и игрушками. Для развития слуха можно чаще предлагать ему гармонично звучащие игрушки, музыкальные инструменты, эмоционально общаться с ребёнком.

Произносимые им звуки следует дублировать, повторяя неоднократно. Все манипуляции, связанные с едой, умыванием и прочими процедурами, нужно проговаривать, и чаще общаться с ребёнком не по необходимости, а для установления контакта. Повторяя за малышом произносимые им сочетания звуков, взрослые как бы стимулируют его к новому подражанию. Важно помнить, что такие занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно, он устал и т.п.

Во втором полугодии нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи очень важно вызвать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»).

Можно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет», предлагать звукоподражания, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности.

Моторика малыша первого года жизни делится на два вида:

  1. крупная или общая моторика – умение сесть, наклониться, подойти, встать;
  2. мелкая моторика – ощупывание предметов, пинцетный захват (двумя пальчиками) мелких игрушек, катание машинки, рисование «каракулей».

Развитие мелкой моторики ведёт за собой скачок в развитии речи. Если родители учили ребёнка махать ручкой при прощании, протягивать её, здороваясь, то годовалый ребёнок выполнит эти движения, стоит только взрослому попросить его об этом.

Внимательные мама и папа стимулируют движения малыша словами: «Встань, ложись, садись, возьми, положи, подними». Чуть позже, как только ребёнок пойдёт, к ним прибавляются: «Иди, подойди, стой». Можно приучить малыша воздержаться от неправильного действия или побуждения словом «нельзя», произнесённым со строгой интонацией. Важно помнить, что этим словом не нужно злоупотреблять, иначе запрет просто не будет действовать. Бесконечные «нельзя» станут просто шумовым фоном и будут «пролетать мимо ушей».

При неправильном поступке ребёнка нужно предложить замену его неправильным действиям, например: «Кису нельзя бить по спинке, можно гладить». И затем показать, как «гладить». С первого раза возможно и не получится, но при регулярном повторении всё усвоится очень прочно. При активном обследовании окружающего мира слово-запрет станет своеобразной границей личного пространства. Большой мир страшит малыша, и такие границы ему жизненно необходимы, чтобы чувствовать себя увереннее.

Отклонения от нормы

В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения, с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.

Распространённой причиной задержки речевого развития являются недостатки в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение ошибок воспитания.

Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:

  • у ребёнка нет гуканья и гуления в первый год жизни, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;
  • нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;
  • запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;
  • «гуление» и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;
  • язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;
  • к 9–12 месяцам сохраняется примитивный, однообразный лепет;
  • ребёнок теряется, отыскивая глазами источник звука;
  • у детей с проблемами речевого развития, связанными с поражением центральной нервной системы, появляются трудности с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, часто поперхиваются едой;
  • ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на языке, понятном только ему одному;
  • к 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова, предпочитает вместо них выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием.
READ
Самопроизвольный аборт

При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.

Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом. Начинать контроль овладения элементами родного языка нужно ещё в раннем возрасте. Именно в этот период при помощи игры со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.

Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:

  • расширение словарного запаса;
  • исправление неточностей в произнесённых словах и фразах;
  • обучение умению правильного построения высказываний;
  • внимательное отношение к детским вопросам.

В этой статье мы рассмотрели развитие речи до года, определили помесячные нормы речевого развития и возможные патологии, характерные для этого периода. Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, и нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.

Э тапы формирования речи в норме (по А.А. Леонтьеву).

I период. Подготовительный (от 0 до 1 года).

II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).

III период. Дошкольный (3 – 7 лет).

IV период. Школьный (от 7 до 17 лет).

I период. Подготовительный (от 0 до 1 года).

Крик новорожденного является его первой голосовой рефлекторной реакцией.

К двум месяцам первые голосовые реакции ребенка (крик, плач, кряхтение) приобретают коммуникативное значение, появляются отчетливые голосовые модуляции (радость, повизгивание, хныканье).

К 3 месяцам у ребенка начинает формироваться слуховое внимание, появляются первые подражательные мимические и голосовые реакции. В этот период у ребенка появляются первые, чаще гортанные согласные звуки. В этих звуках отсутствует напевность, произносятся они тихо, часто с закрытым ртом.

К концу 3-го мес. у ребенка появляется гуление – напевное произнесение звуков (гласных и гортанных согласных). Гуление возникает спонтанно, но может быть вызвано и по подражанию. 3 – 4,5 месяца считается периодом «истинного гуления»: ребенок начинает гулить в ответ на положительные эмоциональные раздражители. Вне «комплекса оживления», без эмоциональной стимуляции гуление возникает уже с 3,5 мес. (Е.М. Мастюкова).

Гуление – это непроизвольное воспроизведение ребенком звуковых комплексов. Гуление у всех народов мира протекает одинаково. Трудно переоценить значение данного явления для ребенка, т.к. в процессе гуления ребенок тренирует органы речевого аппарата: органы артикуляционного аппарата, дыхания, голосового, слухового аппарата. Ребенок не только воспроизводит звуковые комплексы, но и все время себя слушает.

После 5-ти месяцев гуление переходит в лепет. С 5 до 12 месяцев считается периодом лепета. Гулить начинают все дети, но, к сожалению, не у всех детей гуление переходит в лепет. Так у детей с нарушенным слухом гуление затухает – нет слухового контроля.

Лепет – адекватное воспроизведение слогов. Эти слоги соотносятся с предметами, действиями, признаками (ба-ба-ба – бабушка; би-би- машина). Лепет («лепетные» слова) это начало собственной речи ребенка. К 1 году ребенок говорит 5-10; 10-15 «лепетных» слов (мама, папа, баба, деда, дядя и т.д.) (Аркин, Штерн). По данным Бюллера – от 3 до 45 слов. Понимает больше – до 30 -50слов.

Восприятие речи у ребенка формируется рано. Выделяют дофонемный период (до 1 года) и период различения фонем (после 1 года).

С 3-х мес. Отмечается «глазное общение», фиксация взора, слежение за движущейся игрушкой.

С 3-6 мес. ребенок поворачивает головку в направлении источника звука.

С 7 мес. – узнает голоса окружающих его родных и близких;

В 8-9 – реагирует на свое имя.

После 9 мес. Выполняет элементарные словесные просьбы: «Похлопай в ладоши – ладушки», «Помаши ручкой – до свидания».

На 2-ом году жизни начинается период различения фонем. Наибольшие сдвиги в развитии фонематического восприятия происходят в 1г.7мес. – 1г. 8 мес. Считается, что к 2-м годам первичный ФС у детей оказывается сформированным (показывает игрушку – Мишка-мышка).

II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).

Для этого периода характерно появление предложений из отдельных аморфных слов-корней (1г. 3м. – 1г.8 м.)однословная фраза (бах).

1г.8м. – 1г. 10 м. – двухсловная фраза

Баба – ди (Бабушка, иди!).

Кука – бух (Кукла упала!).

Да яба – Дай яблоко.

В это время быстро наращивается предметный и глагольный словарь.

По данным А.Н. Гвоздева, дети имеют в активном запасе:

в 1.8 – 1.9 мес. – 80-100 слов.

в 2 года – 200-400 слов.

к 3 годам – 1000-1100 слов.

Ребенок объединяет эти слова в короткие предложения. В 2- 2.2 мес. выделяют период «физиологического aграмматизма». Ребенок объединяет слова в предложения, без соответствующего грамматического оформления. Но при нормальном речевом развитии период «физиологического аграмматизма» длится недолго. Дeти сами начинают правильно употреблять основные грамматические конcтрукции.

В преддошкольном периоде начинается активное формирование произносительной сторoны речи. Формируются гласные и простые согласные звуки (м, мь, нь, н, д, дь,п,пь,б,бь,т,ть и др.).

К 3 годам дети пользуются простыми распространенными предложениями из 3-4 и более слoв, употребляя наиболее простые грамматические конструкции (ед. и мн. ч. Сущ, вин. падеж.). Дети пользуются словами 2-3-х сложной структуры.

Вывод. Если ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет находится на уровне только лепетных слов (их количество может доходить до 70 и более слов): уто-ухо; аёк – потолок; но – нос; тити- часы; по – пол; тути – туфли; ако-окно и т.д. и никак не объединяют их в предложение, это должно стать настораживающим симптомом для родителей, логопеда. Таких детей необходимо направлять на занятия в логопедические ясли.

READ
Что будет если не лечить остеохондроз

Таким образом, в возрасте 1.5 до 2- х лет происходит переход от паcсивного приобретения слов от окружaющих его людей, к активному расширению словаря ребенка в период использования вопросов, типа «Что это?», «Как это назывaется?»

В возрасте двух лет они хотят знать, как зовут пробежавшего мимо мальчика, залаявшую где-то вдaлеке собаку. Если взрослые не могут удовлетворить интерес ребёнка, то дети порой сами придумывают имя тому или иному предмету. Это является показа­телем и одновременно следствием развития у маленьких детей болeе высоких степеней обобщения воспринимаемых предметов и явлений окружaющего мира.

К двум годам появляются прилагaтельные, чаще всего в форме именительного падежа мужского или жeнского рода, но без согласования с существительными.

Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: сoгласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (матик играет), некоторые формы управления глаголом (дай кисю). Однако в речи ребенка имеeтся большое количество аграмматизмов.

В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это проcтые фразы из двух – трех слов, затем отмeчается расширение структуры предложения до 3-4 слов. Например, «Таня игает кука». Постепенно, к трeм годам, они усложняются. В возрасте 2.3 – 3 лет появляются служебные слова.

III период. Дошкoльный (3 – 7 лет). Речевой период.

Это период интенсивного речевого развития, когда у ребенка наблюдается бурный рост словаря, форми­руется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их знaчениями. В это время активный словарь детей достигает 3000-4000 слов. Идет дальнейшее формирование граммaтических категорий, систематизация некоторых грамматических форм. Дети овладевают навыками словоизменения и словообразования. Речь такого ребенка еще ситуативная, первые их высказывания в объеме 2-3 предложений.

В возрасте 3 лет у детей наблюдается активное фoрмирование произносительной стороны речи. Дети не только правильно произносят ряд звуков (гласные, согласные раннего и среднего онтогенеза), но и начинают их постепенно различать в своей и чужой речи. Выдeляется несколько этапов формирования фонетической стороны речи. Выделяется 4 этапа:

1 этап (от 3 до 4 лет).

В возрасте от 3-х до 4-х лет выделяется период наличия физиологических недостатков произношения «физиологического косноязычия». Они являются результатом возрастных осoбенностей строения речевого аппарата, когда дети правильно произносить все звуки не могут, но они исчезают самостоятельно без логопедической помощи. Для этого периода характерно:

  • смягченное произношение согласных звуков ;
  • замены свистящих и шипящих звуков на Т-ТЬ, Д-ДЬ.
  • еще не сформированы сонорные звуки Л, Р,РЬ (пропуски, замены) и аффрикаты Ц,Ч=ТЬ (цапля=тяпля, мамочка=мямитька).
  • К,Г,Х = Т и Д (хлеб = тлеб).

2 этап ( от 4 до 5лет).

  • к 4 годам исчезает смягченное произношение;
  • появляется дифференциация звуков ЛЬ-J;
  • формируются свистящие, появляются шипящие;
  • недифференцированное употребление свистящих и шипящих звуков;

– еще могут быть несфомированными сонорные звуки; Ц,Ч.

3 этап (от 5 до 6 лет).

  • уверенно пользуются свистящими и шипящими звуками, аффрикатами;
  • формируются сонорные звуки Р, Рь и Л и их дифференциация;
  • пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: конфеты, яблоки.).

К 5-6 годам дети не только правильно произнoсят, но и различают все фонемы родного языка.

4 этап (от 6 до 7 лет).

К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нeт отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка формируется как полноценное средство общения. Дети не только правильно произносят, но и различают на cлух все фонемы родного языка. А это свидетельствует о том, что у детей сформирована готовность к звуковому анализу и синтезу, что является необходимым условием для успешного овладения грамотой.

Дети овладевают умением воспроизводить сло­ва различной слоговой структуры и звуконaполняемости. Возможны отдельные ошибки, как правило, в наиболее трудных для воспроизведения, малоупотребительных или незнакомых детям словах. При этом достаточно всего один-два раза поправить ребенка, дать образец правильного произнoшения и организовать небольшую «речевую практику» в нормативном произнесении cлова, как ребенок достаточно быстро введет новое слово в свою самостоятельную речь.

В дошкольном периоде процесс усвоения языка про­текает столь динамично, что после трeх лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грам­матически правильно построенных простых предложений, но и некоторых видов сложных предложений; речевые высказывания уже строятся с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот. который и т.д.):

Сегодня мы пойдем гулять на участок, потому что на улице тепло и нет дождика.

—Мы все превратимся в сосульки, если подует злой и серди­тый ветер.

Развивающийся навык речеслухового восприятия помогает контро­лировать собственное произношение и слышать ошибки в рeчи окружающих.

В этот период у детeй формируется «чувство языка» (интуитивное чувствование языковой нормы употребления единиц языкa), что обес­печивает правильное употребление в самостоятельных высказывани­ях всех грамматических категорий и форм слов.

Как отмечает Т.Б.Филичева, «…Если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм (играю батиком – играю с брати­ком; мамой были магазине – с мамой были в магазине; мяч упал и тоя – мяч упал со стола и т.д.), сокращения и перестановки слогов и звуков, уподобления слогов, их замены и пропуcк – это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции. Такие дети нужда­ются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу».

К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка формируется как полноценное средство общения.

Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перeйти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

IV период. Школьный (от 7 до 17 лет).

В этот период cовершенствуется связная речь и формируется письменная речь.

Многие исследователи отмечают что, усвоение языка нормально развивающимся ребёнком протека­ет спонтанно, естеcтвенно и без видимых усилий с его стороны. Особенности становления языка и речи у детей связаны с процес­сами физиологического созревания центральной нервной системы и с определённой её пластичностью. Это с одной стороны.

READ
Характеристики химического состава крови человека

В свою очередь, нормальное формирование психофизиологических систем, обеспечивающих освоение речи, требует своевременной их стимуляции речевыми сигналами. При недоcтаточности такой стимуляции (напри­мер, в связи с нарушением слуха) процессы освоения речи задерживаются.

Возрастной период, на протяжении которого речь осваивается «без усилий», в психологии принято называть критическим периодoм, поскольку за пределами этого периода ребёнок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению.

Протя­жённость критического периода разными исследователями определяется по-разному: наиболее часто выделяют два варианта – от рождения и до 9-11 лет или: от двух лет до периода полового созревания.

Необходимо от­метить, что в период от года до 12 лет хорошо «укладывается» динамика основных показателей становления языка и речи – за этот период устраняются «ненормативные» особенности ин­дивидуальной артикуляции, осваивается правильное употребление ан­тонимов, происходит понимание многозначных слов и идиом, имею­щих как конкретный, так и социально-психологический смысл. В этот же возрастной период наблюдаются и отклонения в речевом развитии различной этиологии, в том числе связанные с заиканием.

Развитие речи ребёнка с рождения до 1 года

Развитие речи ребёнка с рождения до 1 года

К концу первого года жизни речь становится для малыша средством общения с родителями. Уже на этом этапе можно заметить проблемы речевого развития и помочь ребёнку.

Речь – высшая психическая функция. Она всецело зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Это не только средство общения, но и основа мышления. Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. Недаром развитию речи детей дошкольного возраста придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов.

От умения понятно выразить свои мысли зависит, сможет ли ребёнок свободно и непринуждённо общаться с окружающими. Дети с развитой речью активно играют и общаются со сверстниками, контактируют со взрослыми, делятся своими впечатлениями. Ребёнок, осознающий, что его речь непохожа на речь сверстников, может начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться.

Чтобы узнать, правильно ли развивается годовалый малыш, нужно знать, что в возрасте с рождения до года является нормой, а что патологией, как можно стимулировать его речевое развитие самостоятельно.

  1. Стадии речевого развития
  2. Возрастные нормы по месяцам
  3. Как способствовать речевому развитию ребёнка
  4. Отклонения от нормы

Стадии речевого развития

Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам стадии. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:

  1. Стадия крика. Длится от рождения до 6–8 недель. И крик, и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком. Короткий вдох и удлинённый выдох сопровождают громкий крик.
  2. Стадия гуления. Длится от двух до пяти месяцев. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, он меняется в зависимости от состояния малыша. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа). И это уже становится началом важнейшего периода — коммуникации, общения с окружающими. Оно сопровождается появлением «социальной» улыбки для всех, кто общается с ребёнком, чуть позже – первого смеха, похожего на повизгивание. Гуление происходит на выдохе, так тренируется речевое дыхание.
  3. Стадия лепета. Самая большая по продолжительности стадия занимает около 6–7 месяцев и длится практически до конца первого года жизни, а точнее, до возраста 11 месяцев. Для неё характерен лепет, состоящий вначале из отдельных слогов (па, ба, ля), переходящих позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля), а затем в следующую стадию — первые слова, которые чаще состоят из двух одинаковых слогов (па-па — папа, ба-ба — бабушка, ля-ля — кукла). Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным для ребёнка произнесение различных звуковых комплексов, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня.
  4. Стадия первых слов. Длится до конца первого года жизни. Эти слова (около 20–25) чаще состоят из двух одинаковых слогов. Это стадия, когда ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление папы словом — па-па. Ребёнок на этой стадии активно поддерживает контакт со взрослым предметно-действенными средствами, манипуляцией с игрушками и предметами. На этой же стадии интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь. Он ещё не может сказать ослик, но если вы попросите дам игрушку, изображающую ослика, он даст.

Возрастные нормы по месяцам

Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.

  1. Первые полтора месяца жизни. Появляются звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь матери и других близких людей. Это преимущественно гласные звуки и их сочетания (о, а, у, я, ау, уа). Ребёнок в состоянии сосредоточить взгляд на лицах родных, на показываемых ему игрушках, прислушаться к звукам человеческой речи. В этот период дети с предпосылками будущего расстройства речи могут быть выявлены по оценке характера их крика – пронзительного или очень тихого, возможны всхлипывания или вскрикивания на вдохе, а не на выдохе, как полагается при нормальном развитии.
  2. На 2–3 месяце «комплекс оживления», состоящий из характерных движений ручек и ножек при виде матери, сопровождается гортанными звуками и их комбинациями с гласными (а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га). Такое гуканье возникает не только при контакте со знакомыми близкими людьми. Оно может возникнуть спонтанно, когда малыш сыт и доволен, или при рассматривании игрушки. Ещё одно достижение этого этапа – слуховое и зрительное сосредоточение на источнике звука или движения.
  3. На 3–5 месяце ребёнок ищет контакта со взрослыми своим взглядом, улыбкой, произносит протяжные звуки — гулит. Они чаще всего состоят из таких звукосочетаний, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Иногда эти сочетания настолько причудливы, что их сложно воспроизвести. Патологией на этом этапе считаются однообразные звуки гуления в сопровождении хаотических движений рук и ног, отсутствие интонационной выразительности.
  4. На 6 месяце жизни в речи ребёнка появляются лепет, состоящий из таких сочетаний звуков, как «га, ка, па, ма». Постоянно повторяясь, они уже достаточно сильно становятся похожи на модели слов, как бы произнесённых по слогам: «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Появляются такие импровизации только в хорошем настроении, и пока ещё они не могут быть средством общения. В этот период можно диагностировать врождённую глухоту, потому что у глухого ребёнка лепет отсутствует, постепенно угасают звуки гуления.
  5. На 7 месяце жизни появляется связь между предметом и обозначающим его словом. Если родители специально уделяют внимание этому умению, показывают предметы и игрушки, называя их по нескольку раз, то ребёнок быстро научится отыскивать их взглядом по просьбе взрослого. Слова должны быть чётко различимы по звучанию. У ребёнка с задержкой развития речи лепет отсутствует или проявляется отдельными элементами, малыш не подражает движениям взрослого, не выполняет простейшие словесные команды.
  6. К окончанию первого года жизни в активном словаре ребёнка в среднем имеется от 10 до 25 слов. Наряду с правильно произносимыми словами (папа, баба, дядя, ляля), это могут быть и лепетные слова (ам, бобо, бах), и частично произносимые формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), а также звукоподражания голосам животных и окружающим звукам (мяу, га-га, би-би). К этому времени связь между словом и предметом, который оно обозначает, должна быть установлена. Речь к концу первого года жизни в идеале является средством общения ребёнка со взрослыми.
READ
Тимус

Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы, если кроме них при общении используются ещё и слова.

Как способствовать речевому развитию ребёнка

Поскольку развитие речи детей первого года жизни напрямую связано с развитием головного мозга во внутриутробном периоде, от нормального течения беременности и родов зависит очень многое. На развитие мозговых структур может повлиять большое количество факторов:

  • генетическая предрасположенность к наследственным патологиям развития плода;
  • стрессовые перегрузки во время беременности;
  • воздействие никотина и алкоголя на организм матери;
  • недостаточное питание мамы;
  • нехватка кислорода (гипоксия) у ребёнка во время беременности и родов;
  • отрицательный резус-фактор;
  • негативное действие инфекций и хронических патологий.

У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств.

Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Именно поэтому очень правильно поступают женщины, которые ещё до рождения ребёнка читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку. Это поможет ему получить через несколько лет отличную речь.

Речь годовалого ребёнка включает в себя:

  • активный словарь – от 8 до 12 слов, которые он может произнести;
  • пассивный словарь — слова, значение которых малыш понимает.

Сильный скачок в развитии пассивного словаря происходит после первых шести месяцев жизни малыша при условии, что родители активно знакомят его со значениями слов. Родители могут передавать ему информацию жестами, интонацией голоса, мимикой, но ведущая роль здесь принадлежит слову.

Разговаривая с малышом при кормлении, одевании, гигиенических процедурах взрослые передают ему смысл слов, обозначающих предметы и действия. Даже не понимая вначале значения слов родителей, ребёнок улавливает эмоциональную окраску речи, он осознаёт, что обращаются к нему, у него возникает желание ответить. Поэтому правы те мамы и папы, которые разговаривают с малышом с первых месяцев его жизни.

Ещё на первом году жизни нормально развивающемуся ребёнку доступна особенность речи – понимать, что одним словом называют разные предметы. «Киса» – это и живая кошка, и мягкая игрушка, и фарфоровая фигурка за стеклом шкафа. «Би-би» — это и настоящий автомобиль, и пластмассовая машинка на верёвочке, и картинка в детской книжке. Способность понимать обобщающие слова может быть развита к концу первого года внимательными родителями, неустанно знакомящими малыша с различными предметами и явлениями его окружения.

Очень важное умение первого года жизни – понимание значений большого количества слов, обозначающих действие. Ребёнок понимает не только обозначения крупных движений (стоять, бежать, есть), но и слова, означающие мелкие действия, выполняемые рукой (разожми кулачок, дай руку, покажи, что у тебя в руке, отпусти).

Речевое развитие – процесс, тесно связанный с развитием сенсорных способностей малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка, различение формы и цвета окружающих предметов. Сенсорные способности можно развивать с первых дней жизни малыша, окружая его выразительными по цвету предметами интерьера и игрушками. Для развития слуха можно чаще предлагать ему гармонично звучащие игрушки, музыкальные инструменты, эмоционально общаться с ребёнком.

Произносимые им звуки следует дублировать, повторяя неоднократно. Все манипуляции, связанные с едой, умыванием и прочими процедурами, нужно проговаривать, и чаще общаться с ребёнком не по необходимости, а для установления контакта. Повторяя за малышом произносимые им сочетания звуков, взрослые как бы стимулируют его к новому подражанию. Важно помнить, что такие занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно, он устал и т.п.

Во втором полугодии нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи очень важно вызвать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»).

Можно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет», предлагать звукоподражания, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности.

Моторика малыша первого года жизни делится на два вида:

  1. крупная или общая моторика – умение сесть, наклониться, подойти, встать;
  2. мелкая моторика – ощупывание предметов, пинцетный захват (двумя пальчиками) мелких игрушек, катание машинки, рисование «каракулей».
READ
Выпрямление лордоза шейного отдела позвоночника

Развитие мелкой моторики ведёт за собой скачок в развитии речи. Если родители учили ребёнка махать ручкой при прощании, протягивать её, здороваясь, то годовалый ребёнок выполнит эти движения, стоит только взрослому попросить его об этом.

Внимательные мама и папа стимулируют движения малыша словами: «Встань, ложись, садись, возьми, положи, подними». Чуть позже, как только ребёнок пойдёт, к ним прибавляются: «Иди, подойди, стой». Можно приучить малыша воздержаться от неправильного действия или побуждения словом «нельзя», произнесённым со строгой интонацией. Важно помнить, что этим словом не нужно злоупотреблять, иначе запрет просто не будет действовать. Бесконечные «нельзя» станут просто шумовым фоном и будут «пролетать мимо ушей».

При неправильном поступке ребёнка нужно предложить замену его неправильным действиям, например: «Кису нельзя бить по спинке, можно гладить». И затем показать, как «гладить». С первого раза возможно и не получится, но при регулярном повторении всё усвоится очень прочно. При активном обследовании окружающего мира слово-запрет станет своеобразной границей личного пространства. Большой мир страшит малыша, и такие границы ему жизненно необходимы, чтобы чувствовать себя увереннее.

Отклонения от нормы

В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения, с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.

Распространённой причиной задержки речевого развития являются недостатки в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение ошибок воспитания.

Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:

  • у ребёнка нет гуканья и гуления в первый год жизни, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;
  • нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;
  • запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;
  • «гуление» и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;
  • язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;
  • к 9–12 месяцам сохраняется примитивный, однообразный лепет;
  • ребёнок теряется, отыскивая глазами источник звука;
  • у детей с проблемами речевого развития, связанными с поражением центральной нервной системы, появляются трудности с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, часто поперхиваются едой;
  • ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на языке, понятном только ему одному;
  • к 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова, предпочитает вместо них выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием.

При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.

Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом. Начинать контроль овладения элементами родного языка нужно ещё в раннем возрасте. Именно в этот период при помощи игры со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.

Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:

  • расширение словарного запаса;
  • исправление неточностей в произнесённых словах и фразах;
  • обучение умению правильного построения высказываний;
  • внимательное отношение к детским вопросам.

В этой статье мы рассмотрели развитие речи до года, определили помесячные нормы речевого развития и возможные патологии, характерные для этого периода. Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, и нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.

Если у вас остались вопросы формирования речи ребёнка с рождения до 1 года, вы можете смело задать их нам.

Этапы развития речи детей

Знание основных этапов развития речи поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы ребенка. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.

Первый год жизни крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.

Первый этап (0 – 3 мес.)

Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, прослеживания взглядом за взрослым. Уже в этом возрасте можно активизировать развитие ребенка, т.к. с появлением комплекса оживления ребенок начинает нуждаться в постоянном общении. Нужно предлагать ребенку игрушки, разные по форме и цвету, громко звучащие, чаще играть с ним, передвигая игрушки, воспитывая зрительное сосредоточение и двигательные хватательные действия.

Кстати, чтобы успокоить малыша, необязательно прибегать лишь к соске, ведь когда он ее сосет, он полностью отвлечен от окружающего мира.

Второй этап (3 – 6 мес.)

К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: “а-а-а-а”, “гу-у-у”, “а-бм”, “бу” и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: “гн-агн”, “рн”, “кхн” и т.д.

Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку.

READ
Пса при диагностике рака предстательной железы

При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет– воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает. В этот период маме следует с радостью многократно повторять за ребенком отдельные слоги и слова, правильно озвучивая их, помогая находить соответствующие этим словам предметы.

Третий этап (6 – 10 мес.)

От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.

В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

Четвёртый этап (10 мес. – 1 год)

Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и то же слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» – это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д. Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…).

К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.

Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, «каябль» – корабль, «петЕнька» – печенька, «бадядя» – помада.

К 3 годам появляется потребность в словотворчестве. Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» – перчатки, «копатка» – лопатка, т.е. малыш овладевает основными закономерностями языка.

В последующие годы ребенок активно наращивает как пассивный словарь (развивается понимание речи), так и активный словарь (это тот запас слов, который ребенок использует в речи). В норме к 5 годам у него должны быть сформированы все стороны родной речи: лексика, грамматика, звукопроизношение и фонематическое восприятие. Ребенок должен обладать достаточно богатым словарным запасом, уметь связно рассказать о каком-то событии из жизни или пересказать сказку, рассказ, причем сделать это грамотно, соблюдая согласование слов во фразах, окончания слов и пр. Свободная речь пятилетних детей, будь то пересказ услышанной или придуманной самим истории или размышления о чем-то важном для ребенка, включает сложноподчиненные предложения с правильно выстроенными причинно-следственными связями. «Мне подарили морскую свинку, потому что я очень хотела своего домашнего питомца. Она сама не сможет прокормиться, поэтому за ней надо ухаживать. Она громко пищит, когда мы приходим домой, потому что она так радуется».

Взрослые вносят значимый вклад в развитие речи у детей от 3 до 5 лет и их коммуникативных навыков, если грамотно, заинтересованно и, главное, постоянно общаются с ребенком, комментируют и четко проговаривают свои и его действия, поощряют его к рассказыванию, объясняют различные ситуации и явления.

© “Ваш Логопед” Центр коррекции и развития речи .
Все права защищены 2017

Как развивается речь ребёнка в первый год жизни

Как развивается речь ребёнка в первый год жизни

От рождения до 4,5 лет у ребёнка активно развивается речь, но именно младенчество — ключевой этап в этом процессе. В первый год жизни закладываются основные предпосылки для формирования собственной речи, малыш учится понимать, что говорит взрослый. Так, к двенадцати месяцам он может осмысленно произносить от 4 до 15 слов, а воспринимать — в три раза больше. Как развивается речь у ребёнка до года, рассказали в статье.

  • С 1 до 6 месяцев
  • С 6 до 12 месяцев
  • Коротко о главном

С 1 до 6 месяцев

В этот период жизни младенец не понимает того, что ему говорят. Главным образом реагирует на голос взрослого, его улыбку и жесты. Особенно чувствителен к интонации, с которой к нему обращается взрослый, и к мимике. Если интонация грубая, агрессивная, ребёнок может заплакать. Если мелодичная и спокойная, то будет улыбаться.

Например, мы скажем что-то с грубой интонацией, при этом используем приятные слова, и ребёнок расстроится. И наоборот, скажем что-то неприятное, но ласковым голосом, — начнёт улыбаться.

ребёнок смотрит на папу

Практически с рождения ребёнок реагирует на речь взрослого. Уже на третьей неделе он сосредотачивается на голосе мамы и папы, других близких людей

На 2-м месяце жизни ребёнок прекращает крики, когда слышит речь, обращённую к нему. Тогда малыш сосредотачивается на лице взрослого и обращает внимание на движения его губ, языка.

Примерно в 3 месяца у ребёнка появляется комплекс оживления: когда взрослый подходит, говорит что-то ребёнку и улыбается, он улыбается в ответ. Малыш начинает произносить гласные, согласные. Появляется хаотичное движение ручками и ножками. Он как бы говорит взрослому: «возьми меня на руки».

READ
Какой чай пить при пониженном давлении?

В этот же период малыш проявляет особую избирательность к звукам речи, сравнивая и выделяя их из окружающего мира. Например, если в комнате одновременно зазвучит музыка и речь взрослого, ребёнок будет ориентироваться именно на речь взрослого.

В период от 2 до 4 месяцев ребёнок произносит согласные звуки, такие как «к», «х». После четырёх месяцев гуканье сменяется гулением, и он начинает произносить высокие певучие звуки, напоминающие трели птиц. При этом взрослый часто не может сымитировать то, что получается у малыша.

На 4-м месяце ребёнок начинает перекликаться со взрослым на расстоянии. Он может из соседней комнаты произносить какие-то звуки, обращённые к родителю. Причём эти звуки он продолжает произносить и после того, как общение прекращено.

В этом возрасте звуки начинают контролироваться слухом. Ребёнок произносит звук, замолкает, прислушивается к себе и начинает менять интонацию звуков. Он как бы проводит собственное звуковое исследование.

В 5-6 месяцев малыш начинает произносить звуки и производит скоординированные движения. Таким способом он самовыражается, пытаясь привлечь внимание. Ребёнок сам становится инициатором общения, выделяя взрослого для себя как основной объект для этой деятельности.

малыш лежит

Малышу настолько интересен мир общения и звуков, что он произносит их, даже если взрослый при этом не присутствует. Например, играет с погремушками, игрушками, и это сопровождается определёнными звуками

С 6 до 12 месяцев

Второе полугодие характеризуется появлением самого главного средства общения — речи. Происходит развитие навыков, которые сформировались в предыдущие шесть месяцев жизни. Слух утончается и становится более избирательным. Ребёнок начинает устанавливать связь между словом и предметом, между действием и словом; учится различать похожие друг на друга звуки. Понимает существительные, а после — глаголы.

Развиваются голосовые реакции, которые формировались до этого момента. Сначала это громкие звуки, насыщенные и эмоциональные, затем гуканье — короткие звуки, типа «агу».
Потом начинается лепет: это сочетание гласных и согласных, которые похожи на осмысленную человеческую речь. Мы слышим «ба-ба-ба», «та-та-та», «ма-ма-ма», но ребёнок не наделяет эти звуки каким-то смыслом. То есть «ма-ма-ма» не обязательно относится к маме. Слово возникнет тогда, когда ребёнок вкладывает смысл в сочетание звуков.

Впервые лепет появляется и наиболее ярко выражается в ситуациях общения со взрослым. Для родителей очень важно, наблюдая за развитием ребёнка первого года жизни, обращать внимание, есть ли лепет у младенца и как он развивается. Отсутствие лепета — признак того, что нужно проверить слух ребёнка у специалиста.

Лепет продолжается всё второе полугодие. Для малыша это особая форма самостоятельной деятельности, средство общения и способ выражения эмоционального состояния. При этом произносимые звуки основываются на подражании и самоподражании — ребёнок очень внимательно прислушивается к тому, что у него получается, пробует различные варианты сочетания звуков.

Подражание выступает основой развития речи, поэтому младенцу очень важно наличие рядом взрослых, общающихся с ним и друг с другом. Если они находятся рядом, лепет становится более интенсивным.

Ребёнок продолжает обращать внимание на артикуляцию взрослого и повторяет за ним движения губ и языка, а также новые звуки, которые от него слышит. При этом возникает отсроченное подражание: малыш слышит какие-то звуки, внимательно наблюдает за взрослым и через какое-то время сам произносит их.

В 6-7 месяцев развивается первичное понимание слов. По просьбе взрослого ребёнок находит предмет, который лежит в одном и том же месте, и поворачивает голову в сторону этого предмета. Например, мы можем спросить: «Где кукла?», — и малыш повернёт голову в сторону куклы.

малыш и гитара

«Где?» — это первый вопрос, на который возникает реакция у ребёнка и который он понимает

Связь между словом и предметом в этом возрасте очень неустойчивая. Ребёнок воспринимает предмет в контексте здесь и сейчас. В том месте, где предмет находится в данный момент. Если предмет меняет своё местоположение, то младенец может его не указать.

В 8-9 месяцев ребёнок уже может найти предмет, даже если он лежит всегда в разных местах. На вопрос «Где кукла?» малыш поползёт к кукле, притом он может направиться в другую комнату, зная, что она там находится, и укажет на неё.

У ребёнка возникает постоянное восприятие предметов. Он понимает, что если предмет накрыт какой-то косынкой, то его просто не видно. Если переместился в другое место, то он сохраняет свои функции и остаётся тем же самым.

В этом же возрасте ребёнок начинает по просьбе взрослого проделывать простые движения — садится, встаёт. Родитель говорит: «Покажи ладушки», — и ребёнок начинает хлопать в ладоши. «Помаши „до-свиданья”», — и машет рукой.

Вскоре малыш будет понимать элементарные поручения: «Дай маме ложку», «Положи», «Возьми мяч».

Вам может быть полезен курс для родителей детей от 0 до 1 года . Поможем создать развивающую среду дома своими руками и научиться понимать потребности малыша в раннем возрасте.

В 10-11 месяцев ребёнок выбирает предметы из двух и более по словесному указанию взрослого. Перед ним может лежать мячик и кубик, и когда мама попросит взять кубик, малыш справится.

малыш тянется за предметом

Понимание взаимосвязи между предметом и названием — это важнейшее достижение в развитии речи младенца. В дальнейшем это даёт ребёнку возможность взаимодействовать с предметами уже в их отсутствие и развить представление о предметах в виде образов

К концу года ребёнок понимает названия большинства своих игрушек. Он знает названия предметов, с которыми он взаимодействует — например, посуды — понимает глаголы самых простых действий: пить, ходить, лежать, спать.

Появляются так называемые лепетные триады, или лепетное говорение. Оно всегда обращено к взрослому: ребёнок заглядывает ему в глаза, жестикулирует, улыбается. Лепет направлен на взрослого и на ожидание реакции от него. Фактически это способ общения со взрослым.

Внешне ребёнок совершенно точно воспроизводит ситуацию речевого общения, хотя никакого содержания в этом лепете нет. При этом взрослый без труда понимает, что хочет сказать ему малыш. Именно лепет предшествует появлению активной речи.

Также к концу первого года жизни у многих детей появляются отдельные слова, которые имеют своё постоянное значение и звучание. Допустим, «няй-няй» (= «дай-дай»), «аф-аф» (= собака), «ам-ам» (=кушать). Это так называемые автономные слова.

Коротко о главном

  1. Взрослый вводит ребёнка в мир речи, поэтому важно как можно больше общаться с младенцем в первый год жизни.
  2. Подражание взрослому — основа развития речи у ребёнка. Малыш слышит какие-то звуки, наблюдает за движениями губ и языка и через какое-то время сам произносит эти же звуки.
  3. В первые шесть месяцев жизни развитие речи у ребёнка происходит так: реагирует на речь взрослого и пытается произносить звуки → прекращает крики, слыша речь, обращённую к нему → появляется гуканье (отчётливо произносит согласные «к», «х») → гуление (высокие певчие звуки, гласные) → перекликается со взрослым на расстоянии → произносит звуки, чтобы исследовать их → привлекает внимание взрослого к себе звуками и координирует движения.
  4. Во втором полугодии происходит становление речи: утончается слух → ребёнок начинает понимать существительные, затем глаголы → воспринимает и может выполнить простые указания → развиваются голосовые реакции, которые начали появляться в первом полугодии → появляется лепет → ребёнок произносит автономные слова, жестикулирует и таким образом общается со взрослым.
  5. Если в первый год жизни у ребёнка не появился лепет, это повод проверить его слух и показать специалисту.
READ
Седина волос — причины и возможности лечения

Возможно, вам будет интересна электронная книга о развитии ребёнка в первый год жизни . В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

Статья подготовлена по материалам курса Сензитивные периоды развития ребёнка В. Н. Могилёвой — кандидата психологических наук и Монтессори-педагога AMI

Фото Анны Ефремовой и Анны Йост

Редактор: Камила Кленовиц

Мини-курсы для родителей от 199 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов

Как развивать речь малыша с рождения до года: рекомендации логопедов

По мнению логопедов формирование речи особенно стремительно происходит в первый год жизни ребенка. Насколько будет развита речь у человека не передается генетическим путем, не является врожденной особенностью. Это зависит только от развития функции. Наиболее благоприятное время – от рождения до 3 лет. В нашей статье мы дадим молодым родителям информацию, как развивать речь младенца от рождения и до года.

Как развивать речь малыша от нуля до года: рассказывает логопед

Стадии развития речи ребенка

Развитие речи у детей происходит поэтапно. Оно делится на 4 стадии. Переход из одного этапа в другой происходит не плавно, а рывком. Границы стадий смыты между собой в связи с индивидуальностью. Если ребенок отстает на несколько недель, это норма, которая не должна вызывать беспокойства у родителей. Но, уже отставание от какого-то периода на несколько месяцев вполне может свидетельствовать о патологии.

От рождения и до 2 месяцев – стадия крика. Реакция новорожденного выглядит в виде крика, который носит носовой оттенок.

От 2 до 5 месяцев – стадия гуления. Голос ребенка приобретает интонацию, меняется в зависимости от его настроения. Он способен непроизвольно выкрикивать звуки «п», «к», «г», «б», «м», «н». Появляются первые слоги, «ля», «на», «па», «ба», «ня».

В 3 месяца – стадия первого смеха.

От 6 до 7 месяцев – стадия лепета. Малыш способен произносить отдельные звуки, формировать их в отдельные слова, которые пока только понятны его близким, «дай», «пи», «тата», «баба», «мама», «папа». Ребенок произносит слоги по несколько раз подряд, как будто что-то рассказывает.

От 8 месяцев до года – стадия первых слов. К концу первого года жизни ребенок говорит около 25 слов. Конечно, пока они не отличаются сложностью, состоят из одинаковых слогов. Дети в годовалом возрасте обычно выражаются на «своих» словах, которые доступны для понятия только родным.

«Говоруны» и «молчуны»

У каждого ребенка индивидуальный темп развития речи, влияние на который могут оказать заболевания, стрессы, дефицит общения, многолингвистическая среда. Психологи делят детей на два типа:

«Говоруны» проявляют повышенный интерес к окружающему миру. Они начинают говорить раньше своих сверстников. В последствии любят что-то рассказывать, задавать вопросы.

«Молчуны» склонны к созерцательности. Им нужно время для адаптации к обстановке. Начинают говорить позже сверстников, но без речевых дефектов, обычно сразу предложениями.

Согласно статистике, девочки начинают говорить раньше, чем мальчики. Они более эмоциональны по своей природе, что уже видно в младенческом возрасте.

Развитие по месяцам

Если в течение первого года жизни не развить речь ребенка, она будет не сформирована, потом наверстать упущенное, даже при активных занятиях, не получится. Поэтому с самого рождения младенец должен быть погружен в среду активного речевого общения. Основоположник советской логопедии Михаил Хватцев составил подсказки молодым родителям для развития речи детей первого года жизни.

С рождения до 3 месяцев

С самого рождения нужно уделять внимание развитию ребенка.

Пропевайте гласные звуки «о», «и», «а», «у».

Разговаривая с ребенком, показывайте движения губ, языка. Дети всегда внимательно следят за взрослыми. Они будут вглядываться в лицо, копируя движения, необходимые при произношении звуков.

Пойте колыбельные песни.

Разговаривайте с младенцем, но не красноречием, а простыми словами, короткими предложениями.

После обращения к малышу делайте паузы. Он впоследствии будет «отвечать» на своем языке.

Делайте массаж ручек, ладошек. У малышей еще пальчики сжаты в кулачок. Лучше расслабляющий массаж делать во время сна младенца. Массаж пальчиков делается от ноготков к основанию.

Играйте с ручками в «сороку-ворону», считайте пальчики.

Используйте потешки, пестушки.

С 3 до 5 месяцев

Как развивать речь малыша от нуля до года: рассказывает логопед

Рекомендации для родителей:

Как только малыш начал гулить, повторяйте за ним те звуки, которые услышали от него, «агу», «ау», «гу». Таким образом вы вступаете с ним в диалог.

Читайте короткие стишки.

Разговаривайте с малышом простыми словами, но различной интонацией, ритмикой, артикуляций.

Продолжайте заниматься упражнениями из первого этапа.

С 5 до 9 месяцев

Это время перехода на новый уровень развития речи ребенка. Соответственно, и для родителей появились новые рекомендации:

Продолжаем играть в пальчиковые игры с одновременным включением прибауток и коротких стишков.

Активно занимаемся стишками, потешками.

Играем в прятки, «ку-ку», прячем свое лицо, игрушку.

Подключаем чтение книг с тактильными вставками, звуковыми эффектами.

Работаем с картинками, на которых изображены крупным планом отдельные предметы, животные. Мелких деталей на картинках не должно быть.

Осваиваем жестовые игры, «пока», «привет», «ладушки».

Знакомимся со звуками животных, собака – гав, кошка – мяу, мышка – пи-пи.

С 9 до 12 месяцев

В этом возрасте ребенок активно подражает речи взрослых. Логопеды советуют общаться с ним простыми, четкими, ясными словами, без «сюсюканий». Речь взрослых должна быть неторопливой. Рекомендации родителям:

Обращайте внимание детей на звуки телефона, шаги, дождик, шум воды.

Включайте музыку, детские песенки, спокойную мелодию, звуки природы.

READ
Самопроизвольный аборт

Называйте правильно названия предметов без уменьшительно-ласкательных обращений, «сюсюканий».

Работайте с предметными картинками.

Подключите картинки с людьми, показывайте части тела на них, называйте их.

Начинайте делать зарядку с песенками.

Показывайте на предмет в действии. Называйте действие, кукла сидит, мячик катится, собака бежит.

Задавайте вопросы «кто это?», «что это?», «где?», «где зайка, кошка?».

Мотивируйте действия в речи.

Всегда разговаривайте с ребенком, не молчите, комментируйте все, что видите кругом, во время прогулки.

Что делать родителям

Чтобы ребенок заговорил естественным для него образом, родителям нужно давать как можно больше информации об окружающем мире, сенсорные ощущения, стимулы. Логопеды советуют взрослым обратить внимание на следующие моменты при развитии детей от рождения до года.

Самое первое чувство для младенца – осязание. Чем больше малыш с рождения будет получать теплых маминых рук, массажа, гимнастики, игр разных фактур, тем лучше. Он узнает о себе и мире благодаря тактильным ощущениям. Для детей будут полезны тканевые, резиновые, деревянные, пластмассовые игрушки, пальчиковые краски, песок, крупы в банке.

Ребенок уже рождается с хорошо развитым слухом. Развивайте малыша через это чувство, давайте ему как можно больше звуковой информации, сопровождайте любое движение речью.

Заинтересовывайте ребенка посредством зрения, учите его фокусировать взгляд на предметах. Подвешайте на расстоянии 30 см от лица игрушки, мобили. Пополняйте арсенал игрушек в соответствии с возрастом ребенка, обращайте его внимание на визуальные впечатления, озвучивайте их.

Знакомьте ребенка с разнообразием вкусов, постепенно, в соответствии с возрастными нормами, вводите ассортимент продуктов. Знакомьте малыша с названием продуктов.

Знакомьте ребенка с различными запахами, запахом пирогов, осенней листвы, цветов. Учите его различать запахи.

Развивайте крупную моторику. Приучайте младенца с первых недель жизни к активным действиям, позволяйте ему свободно махать ногами-руками. По мере взросления крохи обеспечьте безопасное пространство для свободного передвижения.

Развивайте мелкую моторику. Сейчас много говорится о связи пальчиков и речи, которая обусловлена близким расположением центров двигательных и речевых центров головного мозга.

Занятия по развитию речи должны быть систематическими и последовательными. Занимайтесь всегда и везде, рассказывайте об окружающих предметах, незнакомых звуках.

Общие советы

Как развивать речь малыша от нуля до года: рассказывает логопед

Логопеды дают молодым родителям следующие общие рекомендации, с помощью которых можно ускорить речевое развитие малыша:

Постоянно разговаривайте. Ребенок сразу после рождения готов впитывать информацию, наподобие губки, о том, что видит, чувствует, слышит. Слух новорожденного уже полностью сформирован. Говорите о чем угодно, куда пошли, кто пришел, давайте комментарий любой мелочи. Действия, которые сопровождаются словами, приводят к быстрому пониманию речи, слов. Спустя непродолжительное время малыш сможет понять, что от него хотят уже при помощи слов, незакрепленных действиями.

Повторяйте за малышом. Дети в младенческом возрасте пытаются что-то сказать. Обычно это выглядит в виде бесконечного повторения какого-то звука. Таким образом происходит тренировка дикции ребенка. В этом возрасте родителям лучше повторять за ним. Можно постепенно усложнять задачу, напевая привычные звуки для малыша, «дя-дя-дя». Таким образом он научится держать темп. Это также будет важно для дальнейшего формирования речи.

Показывайте, какие звуки издают животные. Если дома есть кошка говорим, «мяу», собака – «гав». Таким образом ребенок быстро освоит звуки, произносимые животными. После того, как речевой аппарат сформируется, он справится с тем, чтобы позвать кота привычным образом «кис-кис». Если в доме нет животных, то подкрепляйте звуки картинками.

Развивайте мелкую моторику. Если обратить внимание, то можно заметить, что маленькие дети все хотят потрогать своими руками. Таким образом у них развивается мозг. Если развивать мелкую моторику еще до года, то произойдет более скорое развитие речи. Но, все занятия с мелкими предметами должны однозначно проводиться под неусыпным присмотром взрослых.

Организуйте общение со сверстниками. Между собой дети общаются более активно, чем со взрослыми, хотя это выглядит, словно лепет. Неплохой было бы, если в детской компании был ребенок, который уже умеет говорить. Таким образом малыш будет ему стараться подражать.

Дозируйте язык жестов. Младенцу проще показать жестом, чем сказать словами. Поэтому сразу, как только ребенок начал жестом показывать на предметы, мама должна это комментировать словами, а не молча давать необходимый предмет ребенку. Малыш показывает на сок, говорим, что это сок, на кота, говорим, что это кот.

Наиболее распространенные ошибки взрослых

При развитии ребенка наиболее часто встречаются следующие ошибки взрослых:

Чрез чур активная опека. Родители стремятся предугадать желания ребенка. У него не формируется необходимость к разговору. Он не учится выражать свои мысли, что приводит к торможению речевых процессов.

Не включают в круг общения ребенка новых людей, что в последствии приведет к затруднению общения в непривычных условиях.

Завышение или занижение речевых требований. В некоторых семьях у ребенка не возникает потребность разговора на фоне абсолютного предугадания всех его желаний. Иногда же с малыша постоянно требуют «повтори», «скажи». Бывает, что в одной и той же семье встречаются сразу два подхода, бабушка чрезмерно опекает, а папа требует. Это неблагоприятно сказывается как на речевом, так и целом развитии малыша.

Через чур быстрая или медленная, монотонная речь родителей. Эмоционально неокрашенная речь взрослых, без пауз сказывается плохо на развитии речи детей.

Не нужно стремиться ускорять естественный ход речевого развития ребенка. Он не должен уставать от занятий.

Когда обратиться к специалисту

Все дети развиваются по-разному, кто-то начинает говорить раньше своих сверстников, кто-то позже. Нормы не всегда служат ориентиром того, что ребенок развивается неправильно. Но, мы советуем обратиться к врачу в следующих случаях:

В 2 месяца ребенок не кричит перед кормлением.

В 5 месяцев малыш не улыбается, не гулит.

В 6 месяцев кроха не прислушивается к речи, музыке.

В 7 месяцев не узнает голос родных, не проявляет реакции на интонацию.

В 9 месяцев не лепечет, не повторяет за взрослыми слоги, сочетания звуков, не подражает интонации родителей.

В 11 месяцев не машет при отрицании, не прощается жестом.

В год не может произнести простых слов, не выполняет элементарные просьбы, «принеси», «дай», «покажи».

С самого рождения ребенка нужно заниматься его развитием. Чем чаще говорить с ребенком, тем быстрей он заговорит. Если мама относится к молчунам, вместо активного времяпровождения с ребенком сидит в телефоне, то не удивительно, что тот заговорит позже своих сверстников.

Ссылка на основную публикацию