Воспитание детей: уроки чистоты для малышей

Опрятность и чистоплотность: воспитываем полезные навыки у ребенка

«Мой ребенок – грязнуля. Сыну уже 12 лет, но он совершенно не умеет следить за собой. Не успеет надеть новую вещь — или пятно неотстирываемое, или дыра. В комнате беспорядок — повсюду учебники, скомканная одежда, какой-то мусор. Безалаберно относится к учебе — листы тетрадей загнуты, а то и вовсе без обложки. Я даже поставила в комнату сына мусорное ведро, но это не помогло. Иногда спрашивает, можно ли пригласить домой друзей. Я отвечаю, что в такой бардак просто неприлично приводить друзей. Сын понимает, но все равно ничего не предпринимает. И ладно бы только беспорядок, так еще и гигиена «хромает» — постоянно приходится напоминать об элементарных вещах, что нужно помыться и причесаться. Мне стыдно за сына, не знаю, как приучить мальчика к опрятности. Разговариваю, ругаю, наказываю –— все бесполезно».

— Елена, мама 12-летнего Саши

У взрослого полезные привычки чистить зубы по утрам и следить за своим внешним видом дошли до автоматизма. А маленькому ребенку только предстоит всему этому научиться. Аккуратность и опрятность — не «встроенные опции», которые по умолчанию должны быть у малыша. Эти навыки необходимо воспитывать, ведь они очень пригодятся ему во взрослой жизни. В статье поговорим о том, как приучить ребенка к аккуратности и опрятности?

Почему ребенку важно быть опрятным?

как приучить ребенка аккуратности

Опрятность как качество личности — способность всегда выглядеть ухоженно, соблюдать порядок на рабочем месте, содержать личные вещи и личное пространство в чистоте. Сюда можно отнести и гигиенические процедуры, и уборку, и уход за одеждой. [1]

Сформированная еще в детстве привычка следить за собой не дает проявиться в дальнейшем таким качествам характера как:

  • безалаберность,
  • необязательность,
  • непунктуальность,
  • небрежность.

Многие дети-неряхи растут одинокими, поскольку их неопрятность и нечистоплотность вызывают негативные эмоции у сверстников. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте. Неприятный запах изо рта, грязная одежда и неухоженный вид могут становиться причинами буллинга в школе. Неряшливый ребенок, как правило, хуже учится. Ему сложно сконцентрироваться на выполнении домашних заданий, когда рабочее пространство не организовано должным образом. Малыш, постоянно пребывающий в хаосе разбросанных по комнате вещей, непременно забывает взять на занятия нужные тетради и учебники. [2]

А личная гигиена, которая является главным правилом опрятного внешнего вида, позволит избежать множества проблем со здоровьем:

  • кожных заболеваний (акне в подростковом возрасте, дерматитов);
  • заболеваний зубов и десен;
  • заболеваний мочеполовой системы;
  • кишечных расстройств.

Воспитайте полезные навыки у ребенка

Неряшливый ребенок: причины

Далеко не все дети младшего и среднего возраста разделяют и понимают заботы родителей о чистоте и порядке. По мнению американского психолога А. Фромма, для этого есть несколько причин [3]:

  • Детей гораздо меньше волнует, как они выглядят в глазах окружающих.
  • Грязь и неопрятность не отталкивают детей так, как взрослых. Они еще не привыкли расценивать эти личные качества человека как нечто плохое.
  • У детей правила гигиены и опрятного внешнего вида еще не превратились в привычку.
  • Соблюдение многих правил гигиены детьми воспринимается как скучное занятие.

Проблема неряшливости актуальна не только для школьников 7-8 лет, которые еще учатся быть чистоплотными. Даже в подростковом возрасте некоторые дети остаются неаккуратными, совершенно не желают следить за собой. Можно выделить ряд причин такого поведения[2]:

  • чрезмерная опека родителями ребенка и выполнение за него всех обязанностей,
  • отсутствие положительного примера родителей,
  • лень ребенка,
  • несформированный режим дня у ребенка,
  • ненадлежащие санитарно-гигиенические условия в доме,
  • депрессия,
  • утрата близкого человека,
  • характерная черта личности,
  • употребление наркотиков и алкоголя.

Если неряшливость и несоблюдение элементарных правил гигиены уже превратились в привычки, можно предложить ребенку пройти программу модификации поведения по технологии 7Spsy. Освоив новую модель поведения, ребенок поймет, что аккуратность и опрятность — это полезные качества, которые помогают комфортно общаться с окружающими, грамотно организовать свое личное пространство и избежать многочисленных конфликтов в семье.

Опрятность и аккуратность — это полезные привычки

полезная привычка аккуратность

Как приучить ребенка к опрятности? Личная гигиена и поддержание порядка в комнате — это привычки, которые нужно вырабатывать не один год. Крики, наказания, выполнение ряда дел за малыша — не выход. Приучая неаккуратного, неопрятного ребенка к порядку, родителям важно действовать в соответствии с этапами формирования любой полезной привычки:

1. Осознание важности

Ребенок должен понять, почему нужна привычка соблюдать чистоту и опрятно выглядеть. Взрослому будет достаточно теоретического обоснования, а вот детям важны неоспоримые доказательства. Если ребенок не хочет по утрам чистить зубы, можно рассказать ему о том, как легко возникает кариес, и что потом придется лечить зубы у стоматолога.

2. Планирование

Воспитание любой привычки вносит коррективы в повседневную жизнь. Не помешает составить четкое расписание дня, чтобы у ребенка хватало времени не только на учебу, но и на уборку комнаты.

3. Правильный настрой

Позитивный настрой и вера в себя позволят ребенку воплотить желаемое в жизнь. Родителям тоже придется участвовать — напоминать, объяснять, показывать, подбадривать, хвалить. Уборка в комнате и содержание личных вещей в чистоте не должны становиться для ребенка наказанием.

READ
Лекарства в гинекологии

4. Воплощение

После осознания важности привычки и грамотного планирования дня, зарядившись позитивными эмоциями, можно приступать к воплощению задуманного. Ребенок должен выполнять поставленные перед ним задачи с оговоренной периодичностью.

Как приучать детей разного возраста к порядку и чистоте

Формировать привычку быть опрятным и аккуратным нужно начинать с раннего детства. Помогут следующие советы:

Малыши в 2-3 года начинает активно «копировать» действия взрослых. Именно в этот период родителям следует всерьез задуматься над тем, как приучить ребенка к аккуратности и как сформировать у него привычки личной гигиены. Можно начать с уборки игрушек за собой и письменных принадлежностей после развивающих занятий, научить аккуратно складывать свои вещи. Задача родителей — объяснять и показывать правильный порядок действий. Особенно сложные для ребенка задачи можно превращать в интересную игру.

В идеале ребенок дошкольного и младшего школьного возраста должен уже сам убирать за собой вещи и заботиться о личной гигиене. Важно объяснить ребенку, что порядок в комнате поможет сосредоточиться на домашних заданиях, что в убранной комнате приятнее находиться, можно приглашать гостей.

Как приучить ребенка к чистоте? Уже сейчас можно привлекать малыша к посильной помощи в быту. Важно, чтобы ему было комфортно выполнять поставленные задачи. Собственное рабочее место, шкафы и коробки для детских игрушек, одежды и школьных принадлежностей — ребенку должно быть удобно следить за порядком.

Ранний подростковый период характеризуется становлением собственного «Я» ребенка. Часто дети воспринимают стремление родителей к их совершенствованию как попытку подавления индивидуальности. Возможно, с помощью «рабочего» беспорядка в комнате ребенок пытается донести до родителей, что «это МОЙ стол, не трогайте!».

Что делать если уже в сознательном возрасте ребенок растет грязнулей? Важно без скандалов и затяжных конфликтов оговорить границы дозволенного. Что приемлемо в доме, а что — нет. Личная гигиена, застеленная кровать, опрятный внешний вид, отсутствие завалов на столе — обязательные пункты для выполнения. Все остальное можно оставить на усмотрение ребенка.

Как помочь ребенку стать опрятным и аккуратным в подростковом возрасте?

По мнению многих психологов, ребенку 10-15 лет довольно трудно привить какие-либо привычки. В этом возрасте активно развиваются приобретенные в раннем детстве навыки, а все новое может вызывать неприятие. Что делать, если неряшливому ребенку «хронический» беспорядок в комнате и несоблюдение правил гигиены мешают учиться и наладить отношения со сверстниками? Важно не упустить время и помочь малышу стать более организованным.

Воспитайте полезные навыки у ребенка

Это запатентованный, подтвержденный научно метод, основанный на теориях поведенческой психологии. Программа рассчитана на 2-6 недель. Ребенок, самостоятельно занимаясь с психологами, изменит патологическую модель поведения, которая мешает ему быть опрятным и аккуратным. Позитивные установки помогут ребенку пересмотреть свое отношение к чистоте и личной гигиене. Он поймет, что неряшливость только осложняет жизнь. А родителям консультации психолога помогут приучить ребенка к опрятности без упреков и строгих наказаний.

Одно из главных преимуществ курса — дистанционные занятия. Работу можно осуществлять в удобное время, не выходя из дома. Гарантируется полная конфиденциальность. Ребенок и его родители получают поддержку и помощь психологов — по телефону и e-mail, в онлайн-чатах.

Уроки чистоты
план-конспект занятия (младшая группа)

Нет задачи важнее, чем вырастить здорового человека. Необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к личной гигиене, формировать у малышей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Скачать:

Вложение Размер
uroki_chistoty._ml_gr_docx.docx 15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки чистоты (мл.гр.)

Воспитатель: – Здравствуйте, я доктор Чистюлькин. Сегодня я решил рассказать вам о моем любимом предмете- Чистоте. И хотя я ученый и профессор, а вовсе не поэт, я все- таки решил сочинить стихи. Просто я подумал, что мой рассказ в стихах будет интереснее и веселее. Сначала я хочу объяснить вам, кто такие микробы

Микроб – это очень опасный злодей,

Не жалко ему ни зверей, ни людей.

Всех страшных болезней причина- микроб,

А разглядишь его лишь в микроскоп.

Д.Ч: -А как нам понять, где микробов много, а где мало, если мы их не можем увидеть. Для этого нам надо знать, что нравится микробам, что их привлекает.

Итак: Что нравится микробам? Когда им хорошо.

Когда в ботинках вся семья

Гуляет по паркету,

И в квартире мыли пол

Только прошлым летом.

Когда игрушки на полу

Лежат горой огромной,

Когда одежду перед сном

Бросают в угол темный.

Когда никто не моет рук,

READ
Как спать при сколиозе 3 степени

Без пятен нет рубашек.

И ловит вялых мух паук

Среди кастрюль и чашек.

Д.Ч: – А как микробы попадают к нам домой. И чем они опасны.

Если мусор из кармана

Прямо на пол выгребать,

Если кожуру банана

Мимо мусорки бросать,

То микроб в своей газете

Эти новости прочтет,

И со всей семьей микробной

В твоем доме заживет.

И тогда от всех болезней

Станешь кашлять и чихать.

И гулять тебя не пустят,

И с друзьями поиграть.

Д.Ч: – В общем, как вы поняли, ребята, ситуация складывается наисерьезнейшая. Ведь мы никак не можем допустить, чтобы дети сидели дома с температурой, больным горлом или животом, кашлем, сыпью или болезнями.

Если ты болеть не хочешь

Или взаперти скучать,

То с микробами сегодня

Д.Ч: – Давайте придумаем, как можно прогнать микробов . Какие у вас есть идеи.

Может, громче всех кричать

И в ладоши хлопать.

Или высунуть язык

И ногами топать.

И тогда микроб решит-

В стране землетрясенье,

И на улицу сбежит,

Чтоб найти спасенье.

Д.Ч:- Я должен вам признаться, что я просто пошутил. Микробы не боятся шума и смешных рожиц. А больше всего они любят грязнуль и нерях. Так как же победить микробов. Оказывается, микробы больше всего боятся чистоты. Если жить в чистоте и соблюдать простые правила, микробы тебе будут не страшны, и ты всегда будешь здоров. Что нужно делать каждый день

Убирать свои игрушки-

Чистым ушком на подушку

Ночью лечь в кровать.

Кушать кашу чистой ложкой,

За обедом не болтать.

Поиграв с пушистой кошкой,

Руки мыть не забывать.

Д.Ч: – А разве только дети помогают соблюдать чистоту. Нет, конечно, родители в этом деле тоже важны:

Мама чисто моет пол

И белье стирает

В общем, грязи для микробов

Явно не хватает.

Д.Ч: – Ребята, на улице тоже живут микробы. И есть такие важные люди- дворники . Они заботятся о чистоте на улице. Их надо уважать и помогать им. Как. Никогда не сорить, ничего не портить и не пачкать. А еще не рвать цветы, не ломать ветки на деревьях.

Чтобы было хорошо

Чисто на планет

Я даю рецепт такой,

Взрослые и дети:

Или в мусорный бак.

Д.Ч: – Теперь ребята, когда вы прошли занятия в нашей ШКОЛЕ ЧИСТОТЫ, вы, надеюсь, стали настоящими ЧИСТЮЛЯМИ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чистоты

План урок чистоты Старшая группа №10Тема «Зимующие птицы» 1. Беседа «Что ты знаешь о птицах?»Задачи:1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни.

План работы по проведению природно-охранной акции «Урок чистоты» в первой младшей группе

Экологическое воспитание детей младшего возраста.

урок чистоты

Цель: Формирование у детей навыков личной гигиены. Программное содержание: Формировать у детей здоровый образ жизни, развивать речь, логическое мышление, память, внимание.Формиро.

Природоохранная эколого-образовательная акция «Урок чистоты» для детей подготовительных к школе групп.

Воспитатель: Здравствуйте, ребятишки!Девчонки и мальчишки!Сегодня день необычный,Особенный и символичный!Сегодня в нашем городе проходит день чистоты.А как вы думаете, что это за день такой.

Всероссийский урок «Урок чистоты». Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Берегите добрый лес» .

Программное содержание: – систематизировать и закреплять знания детей о животных леса, их детенышах;- формировать представление о приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов;- совер.

“Урок чистоты”

«Урок чистоты»Цель: 1. Формировать экологическую культуру у детей.Задачи: 1. Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.2.

Как приучить ребенка к порядку и не перестараться?

Акку­рат­ность редко бывает врож­ден­ной чер­той харак­тера, ско­рее, это при­об­ре­тен­ное каче­ство. Когда в доме есть актив­ные, много игра­ю­щие дети, бывает трудно под­дер­жи­вать без­упреч­ную чистоту. И в то же время упо­ря­до­чен­ный мир нужен детям. Пред­став­ле­ние о порядке мно­гие берут из семьи, но, даже если роди­тели напра­вят все силы на то, чтобы дети были чисто­плот­ными, нет гаран­тии, что они обя­за­тельно ста­нут собран­ными и педан­тич­ными. Играет роль тем­пе­ра­мент, осо­бен­но­сти харак­тера, воз­раст­ные кри­зисы. Взрос­лые ста­ра­ются научить детей быть вни­ма­тель­ными к внеш­нему виду, порядку в ком­нате и общей орга­ни­зо­ван­но­сти. Но не менее важно подойти к вос­пи­та­нию акку­рат­но­сти так, чтобы стрем­ле­ние к чистоте не пре­вра­ти­лось в одер­жи­мость и не ока­зы­ва­лось боль­ной темой как для стар­ших чле­нов семьи, так и для младших.

Объ­яс­нить ребенку, для чего нужен поря­док в делах и вещах – задача не из лег­ких. Дети не любят нота­ции, а при­чины, кото­рые имеют зна­че­ние для взрос­лых, могут не сра­ба­ты­вать с детьми. Поэтому в каж­дом инди­ви­ду­аль­ном слу­чае нужно почув­ство­вать, какая моти­ва­ция может сработать:

Поря­док – это удобно. Когда ничего не забы­ва­ешь, а нуж­ные вещи нахо­дятся на своих местах. Под­ска­жите ребенку, что важ­ный номер теле­фона не поте­ря­ется, если его запи­сать не на клочке бумаги, а зане­сти в запис­ную книжку или теле­фон­ный кон­такт-лист. Купите несколько папок с раз­де­ли­те­лями, в кото­рых можно хра­нить худо­же­ствен­ные работы, и пусть во время сле­ду­ю­щего при­езда бабушки с дедуш­кой ребе­нок про­де­мон­стри­рует им свои рисунки, а вы пора­ду­е­тесь вслух: как удобно пока­зы­вать гостям аль­бом, в кото­ром рисунки хра­нятся аккуратно.

READ
Капотен: инструкция по применению, аналоги лекарства

Поря­док – это необ­хо­димо. В учебе акку­рат­ность при­го­жда­ется при уме­нии писать в про­пи­сях, обво­дить по пунк­тиру, про­ве­рять ошибки в дик­танте и при выпол­не­нии мно­гих дру­гих зада­ний. Похва­лите малыша за то, что не зашел за кон­тур, рас­кра­ши­вая кар­тинку, а школь­ника – за то, что обо­шелся без пома­рок, пере­пи­сы­вая упраж­не­ние из учеб­ника. Полу­чив хоро­шую оценку за акку­рат­ное выпол­не­ние работы или услы­шав учи­тель­скую похвалу за кра­си­вый почерк, дети про­чув­ствуют всю важ­ность тща­тель­ного подхода.

Поря­док – это при­ятно. Отлич­ная моти­ва­ция для детей – это гости-сверст­ники, кото­рых им нра­вится при­гла­шать в свою чистую ком­нату. Пусть ваш дом будет открыт для дру­зей, и тогда детям будет в удо­воль­ствие наво­дить поря­док перед их визитом.

С акку­рат­ным чело­ве­ком ком­фортно окру­жа­ю­щим. При­ятно общаться с тем, кто опрятно одет, не забы­вает, во сколько нужно прийти на дру­же­скую встречу и не устра­и­вает бес­по­ря­док на тер­ри­то­рии, кото­рую делит с дру­гими (напри­мер, за школь­ной пар­той или в общей ком­нате лет­него лагеря). Может быть, вы вспом­ните, как недавно при­шлось про­пу­стить начало мульт­фильма в кино­те­атре, а затем, изви­ня­ясь, про­би­раться через поло­вину ряда из-за того, что дома долго не могли найти ключи, не пове­шен­ные на при­выч­ный крю­чок, а почему-то ока­зав­ши­еся в варежке. Или в вашем семей­ном опыте най­дется дру­гая похо­жая исто­рия. Ино­гда детям необ­хо­димо уви­деть минусы от невни­ма­тель­ного отно­ше­ния к вещам, ко вре­мени или к порядку, чтобы в буду­щем быть аккуратнее.

Как помочь ребенку наве­сти порядок

Роди­тели могут быть удив­лены тому, что у детей суще­ствует соб­ствен­ное пред­став­ле­ние о порядке, кото­рое отли­ча­ется от задан­ного в семье. Одна­жды зна­ко­мая при­зна­лась, что ее вось­ми­лет­ний сын, у кото­рого талант – захлам­лять про­стран­ство вокруг себя, во время семей­ного путе­ше­ствия и про­жи­ва­ния в отеле уби­рал вещи на место. Когда его спро­сили, почему дома он не делает то же самое, ребе­нок отве­тил, что ему нра­вится, что в отеле мало лиш­него, поэтому не хочется загро­мож­дать кра­си­вый номер бес­по­ряд­ком. Это откро­ве­ние стало для роди­те­лей пово­дом поду­мать, что, воз­можно, в домаш­ней дет­ской ком­нате слиш­ком много вещей. Так было при­нято реше­ние избав­ляться от лиш­него. Если похо­жая про­блема суще­ствует и в вашем доме, нужно про­сто с чего-то начать:

– вме­сте с ребен­ком раз­де­лить ком­нату на квад­раты и уби­рать по квад­рату в день. При таком спо­собе боль­шое зада­ние, кото­рое сна­чала пред­став­ля­ется невы­пол­ни­мым, раз­би­ва­ется на малень­кие, и их удобно делать по шагам. Помо­гите ребенку в начале пути: пока­жите, куда сло­жить машинки, а куда мяг­кие игрушки, рас­сор­ти­руйте несколько пред­ме­тов вме­сте, а затем оставьте малыша закан­чи­вать дело;

– пред­ло­жить детям укра­сить ком­нату по их вкусу: с боль­шей охо­той они будут под­дер­жи­вать поря­док в ком­нате, если им будет нра­виться, как она выгля­дит. Также важно, чтобы дети чув­ство­вали, что это их тер­ри­то­рия, даже если речь идет не о целой ком­нате, а об игро­вом или твор­че­ском уголке в квар­тире. При­зна­вая ответ­ствен­ность за поря­док в своем уголке, дети могут орга­ни­зо­вать хра­не­ние вещей по сво­ему вкусу, а не только так, как под­ска­жут взрослые;

– отка­заться от боль­шого коли­че­ства игру­шек. Скоп­ле­ние маши­нок, кукол и раз­ных мело­чей обычно и явля­ется глав­ной при­чи­ной хаоса в доме. Если сокра­тить общее коли­че­ство поку­па­е­мых игру­шек не уда­ется, дого­во­ри­тесь о том, чтобы дер­жать на виду лишь часть игру­шек, а осталь­ные уби­рать на антре­соли или бал­кон, пери­о­ди­че­ски меняя их местами;

– опре­де­лить для каж­дой вещи свое место. Чтобы у ребенка был ори­ен­тир – что и куда класть, роди­тели могут сфо­то­гра­фи­ро­вать ком­нату с пра­вильно раз­ло­жен­ными вещами и пове­сить фото на стену;

– орга­ни­зо­вать про­стран­ство так, чтобы уборка была про­стой, а вещи можно было легко найти. Исполь­зуйте кон­тей­неры с понят­ными ребенку над­пи­сями или наклей­ками, папки с фай­лами для школь­ных бумаг, пере­го­родки для нос­ков и белья, чтобы они были сло­жены отдельно и акку­ратно, а также ящики для стро­и­тель­ных инстру­мен­тов с про­зрач­ными отсе­ками, в кото­рых удобно хра­нить мел­кие детали конструкторов;

– вве­сти еже­днев­ные обя­зан­но­сти, кото­рые ста­нут дет­ским вкла­дом в наве­де­ние домаш­него порядка. Раз­ре­шите детям выби­рать из пред­ло­жен­ных обя­зан­но­стей те, с кото­рыми они будут лучше, по их мне­нию, справляться;

– при­бе­гать к помощи элек­трон­ных устройств и нагляд­ных помощ­ни­ков: мар­кер­ных досок, ярких сти­ке­ров, кален­да­рей, орга­най­зе­ров в ком­пью­тере или теле­фоне. Под­ска­жите, что опо­ве­ще­ния в теле­фон­ном кален­даре помо­гут не забыть о днях рож­де­ния дру­зей и род­ствен­ни­ков, сти­керы удобно исполь­зо­вать как тек­сто­вые закладки-напо­ми­на­ния в кни­гах, учеб­ни­ках или днев­нике, а на доске можно напи­сать рас­по­ря­док дня или спи­сок дел и зада­ний кото­рые необ­хо­димо сделать.

Также можно посте­пенно научить детей неко­то­рым при­е­мам, бла­го­даря кото­рым под­дер­жи­вать поря­док будет не так утомительно:

READ
Нифуроксазид антибиотик или нет

– уби­рать по пути, класть на место то, что взял, закры­вать то, что открыл, уро­нен­ную вещь под­ни­мать с пола, а сня­тую с вешалки форму вешать обратно после учеб­ного дня;

– сде­лать тра­ди­цией еже­ве­чер­ние пять минут лег­кой уборки перед сном, чтобы утром было при­ятно захо­дить в комнату;

– перед тем как начать новую игру, убрать на место ту, кото­рую только что закончил;

– начи­нать уборку с того, что больше нра­вится. Напри­мер, сна­чала рас­ста­вить музы­каль­ные диски, а потом разо­браться с одеж­дой и т.д.

Часто уме­ние орга­ни­зо­вать свой быт удоб­ным обра­зом пере­хо­дит от роди­те­лей. У ребенка с дет­ства впе­ча­ты­ва­ется в под­со­зна­ние то, что вы после подъ­ема заправ­ля­ете постель, а перед сном уби­ра­ете мелочи, остав­лен­ные на поверх­но­стях мебели. Или дети видят, что роди­тели еже­дневно при­ни­мают душ, и вос­при­ни­мают эту при­вычку как есте­ствен­ную и для них тоже.

И хотя поло­жи­тель­ный при­мер – это все­гда пер­вый шаг, бывает, что и про­стые пра­вила дети отка­зы­ва­ются соблю­дать, про­сто потому что это им неин­те­ресно. С малы­шами в таком слу­чае сра­ба­ты­вает выдумка и игра. Тогда чистка зубов по тай­меру пре­вра­ща­ется в борьбу с мик­ро­бами, кото­рых раз­но­цвет­ная щетка выго­няет за две минуты, а уборка игру­шек ста­но­вится сорев­но­ва­нием: кто полу­чит больше очков, метко забро­сив мяг­ких зай­цев и мишек в корзину.

С детьми постарше можно при­дер­жи­ваться сле­ду­ю­щих стратегий:

– сохра­нять непри­нуж­ден­ное отно­ше­ние к наве­де­нию порядка. Если дети видят, что роди­тели взды­хают и долго соби­ра­ются с силами, прежде чем про­пы­ле­со­сить ком­нату, то и они будут вос­при­ни­мать уборку как мучи­тель­ное меро­при­я­тие. Поэтому под­дер­жа­ние порядка в доме лучше вос­при­ни­мать как часть семей­ной жизни – такую же есте­ствен­ную, как покупка про­дук­тов или тра­ди­ци­он­ный поход в кино по выходным;

– опре­де­лить вме­сте, что для вас и детей озна­чает “чистая ком­ната” и попро­сить их при­дер­жи­ваться этого списка. Он, напри­мер, может состо­ять из сле­ду­ю­щих пунк­тов: заправ­лен­ная постель, акку­ратно сло­жен­ная одежда, чистый пись­мен­ный стол;

– про­сить детей не про­сто выпол­нить что-то, а помочь вам – набрать воду в ведро для мытья пола или рас­сор­ти­ро­вать одежду по цвету для буду­щей стирки. Так они, во-пер­вых, учатся от взрос­лых, как именно наво­дить поря­док, а во-вто­рых, чув­ствуют вза­им­ную вовле­чен­ность в общее дело.

Как не пере­гнуть палку

Тяжело, когда для кого-то из чле­нов семьи акку­рат­ность – навяз­чи­вая идея. В этом слу­чае уборка висит над осталь­ными домо­чад­цами дамо­кло­вым мечом. Пси­хо­логи счи­тают, что одна из при­чин чрез­мер­ного вни­ма­ния к чистоте и порядку – неуве­рен­ность в себе и жела­ние защи­титься физи­че­ским поряд­ком от любого внеш­него воз­дей­ствия. Для таких людей харак­терна повы­шен­ная раз­дра­жи­тель­ность из-за неза­кры­того тюбика зуб­ной пасты или чашки, постав­лен­ной не на ту полку. Уста­нав­ли­вая пра­вила чистого дома, необ­хо­димо пом­нить о том, что поря­док – хотя и важ­ная, но все-таки не глав­ная состав­ля­ю­щая семей­ного уюта и бла­го­по­лу­чия. Должно оста­ваться и сво­бод­ное время и радость от того, что в домаш­ней обста­новке можно расслабиться.

Когда роди­тели при­ме­няют авто­ри­тар­ный под­ход и ста­вят поря­док глав­ной целью, устра­и­вая еже­не­дель­ные гене­раль­ные уборки, кон­тро­ли­руя мель­чай­шую деталь и со вздо­хом вме­ши­ва­ясь в то, что, по их мне­нию, у ребенка полу­ча­ется плохо, дети начи­нают сопро­тив­ляться и демон­стра­тивно отка­зы­ваться от уборки. Так они выра­жают про­тест про­тив жест­кого кон­троля и давления.

Луч­ший вари­ант — при­дер­жи­ваться золо­той сере­дины. Не быть дик­та­то­ром, про­ве­ря­ю­щим паль­цем пылинки на книж­ном шкафу, но и не оста­ваться рав­но­душ­ным к дет­ской акку­рат­но­сти. Можно с пони­ма­нием отне­стись к тому, что у ребенка была слож­ная школь­ная неделя, и не загру­жать его пору­че­ни­ями в выход­ные. А можно спо­койно напо­ми­нать о том, чтобы он убрал посуду со стола в мойку, собрал с вечера школь­ный рюк­зак, при­го­то­вил одежду на утро – все в порядке есте­ствен­ных просьб, кото­рые вы озву­чи­ва­ете детям и на кото­рые отзы­ва­е­тесь сами.

Мно­гие дети не желают зани­маться убор­кой из-за того, что ста­вят в при­о­ри­тет массу дру­гих инте­рес­ных вещей: ком­пью­тер, дру­зей, книги, про­гулки. В таких слу­чаях неко­то­рые роди­тели при­ме­няют метод послед­ствий. Напри­мер, дого­ва­ри­ва­ются, что, пока пись­мен­ный стол не будет очи­щен от ско­пив­шихся бумаг, на ком­пью­тере играть нельзя. С одной сто­роны, может пока­заться, что это уль­ти­ма­тум, про­тив кото­рого ребе­нок может вос­стать. Но с дру­гой сто­роны, дети – члены семьи, в кото­рой каж­дый своим малым вкла­дом обес­пе­чи­вает общий ком­форт. Важно, чтобы они осо­зна­вали это с малых лет.

Выбор – быть акку­рат­ными или нет – дети делают сами. Ино­гда глядя на роди­те­лей и беря с них при­мер (мама перед при­хо­дом гостей застав­ляла про­ти­рать посуду до блеска, ско­рее всего, и дочь будет наво­дить лоск перед визи­том дру­зей). Часто дети сами дорас­тают до пони­ма­ния того, что поря­док – сино­ним ком­форта. В неко­то­рых счаст­ли­вых слу­чаях акку­рат­ность – про­сто черта харак­тера. Но пока дети малень­кие, роди­тели под­ска­зы­вают, как стре­миться к акку­рат­но­сти, и это луч­шее, что они могут сде­лать. Есть веро­ят­ность, что дети все-таки возь­мут дан­ные советы на воору­же­ние, когда в буду­щем сами ста­нут хозя­е­вами соб­ствен­ного дома.

READ
Простуда на глазу как лечить

Как научить ребенка убирать за собой игрушки и наводить порядок

Сегодня поговорим с психологом Еленой Садовниченко, о том, как приучить ребенка к порядку и чистоте в комнате и научить убирать за собой игрушки. Опыт и маленькие хитрости для родителей.

“Порой мама удивляется, как быстро ребенок приучается к порядку и чистоте в садике или в школе и как сложно его приучить к этому дома. Эта разница в поведении, как правило, открывается маме внезапно. Оказывается, ребенок может быть опрятным и соблюдать порядок! Почему же дома мама никак не может добиться такого же результата?

Или, например, есть дети, которые, кажется, родились с порядком в голове. Они, еще не умея ходить, ползая по коридору, обязательно отгибают угол коврика обратно, если он завернулся. Или им не нравится, как одет слюнявчик, как лежит салфетка, как что- то упало и лежит на полу. Они указывают маме на это. Таких детей намного легче приучить к чистоте и порядку, потому что само устройство их психики требует упорядочивания пространства. Но что делать с теми детьми, которых вполне устраивает мусор, бардак в вещах и беспорядок в игрушках?”

Что мешает ребенку приучиться к чистоте и порядку?

Посмотрим на основные помехи в приучении ребенка к желанному порядку.

1. Контекст возраста и зрелости

Маме нужно задать себе вопрос: насколько мой ребенок готов убирать за собой и следить за своей чистотой?

Очевидно, что младенец никак не может за собой ухаживать.

Ребенок в 1 год может подставлять личико, чтобы мама вытерла его салфеткой. И убирает игрушки, следуя указаниям мамы.

К 2,5 годам у ребенка вырабатывается внутреннее желание быть опрятным. И это касается в первую очередь дел с горшком. Но и следить за своими грязными от краски или пластилина ручками ребенок уже тоже может. Убирать свои игрушки ребенок, как правило, не хочет, но в игре с мамой включается азарт, и ребенок справляется с задачей.

К 3,5- 4 годам ребенок может уже сам собирать игрушки, желая быть хорошим маминым ребенком, чтобы мама продолжала хвалить и любить.

С 6-7 лет ребенок способен думать о порядке, который от него требуется. И, наконец, следить за своей чистотой.

Самая главная мысль в контексте зрелости состоит в том, что ДО этого времени мы были ориентиром, гидом для ребенка по порядку и чистоте. Мы говорили, ребенок делал. Мы показывали как, а ребенок выполнял. А сейчас наступает время, когда он сам напоминает себе внутренним голосом: «Надо бы мне убрать. Надо бы мне помыть руки. Хорошо бы навести порядок у себя на столе».

С этих пор мама чаще замечает, что и без подсказки ребенок убрал за собой.

Помеха же состоит в том, что мама не учитывает контекста зрелости и может требовать от ребенка невозможного по возрасту самоконтроля, доводя его до слез. Получается, что мама раздражена тем, что у нее не выходит приучить ребенка к порядку, а ребенок не понимает, чего от него хотят.

Учитывайте, что до тех пор, пока кора головного мозга ребенка не созрела до способности к самоконтролю (к 5- 7 годам жизни), ребенок не может следить за своим порядком и чистотой осознанно. Придется напоминать снова и снова.

Не злитесь за грязь и бардак у детей до 6 – 7 лет. Они еще в силу возраста не способны следить за чистотой так, как это могут делать взрослые. Однако, если ребенок и в 10 лет не может сам следить за порядком, то это проблема либо со зрелостью и надо разбираться, что мешает. Либо проблема организации функции ребенка по соблюдению чистоты и порядка.

2. Мама жалеет и убирает вместо ребенка

Так бывает, когда мама хотела бы оградить ребенка не просто от труда, но, порой, и от жизни. Мама руководствуется правилом: «Убирать будет, когда вырастет». Помеха может быть в том, что ребенок вырастает без какой- либо потребности содержать вокруг себя чистоту. С таким человеком находиться рядом, иметь дело, работать и жить мягко говоря- сложно. Естественную потребность человека держать пространство вокруг себя в порядке отразили слова Маленького Принца: “Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Это очень скучная работа, но совсем не трудная”.

3. Мама переделывает уборку на глазах у ребенка

Другая крайность – когда ребенок навел порядок и чистоту, а мама начинает переделывать все на свой манер у него на глазах. Что делает мама? Обесценивает труд ребенка. Дает ему послание: «Своими стараниями ты добавил маме проблем». Так мама не дает ребенку возможность справиться с задачей так, как он это видит. Не верит в способность ребенка сделать что-то по-иному, чем мама привыкла. Это может привести к тому, что ребенок вообще откажется убирать из-за невозможности и нежелания добиться идеальной уборки.

READ
Как избавиться от подкожных прыщей на лице

4. Мама ругает ребенка за сделанную уборку еще больше, чем за не сделанную

Прямое послание: «Руки растут из одного места». И здесь могут быть 2 типа последующей реакции. Во- первых, ребенок перестанет убирать, помня об уязвимых чувствах от прошлой уборки. Во- вторых, наоборот, ребенок будет усердно убирать, чтобы доказать маме свою способность справляться. Иногда такое усердие доводится до навязчивой идеи о чистоте любыми способами.

Особенности приучения к порядку

Так почему в садике, в школе, у бабушки в гостях, в лагере ребенок быстрее подчиняется правилу порядка и чистоты, а дома нет?

Есть 2 варианта объяснить это:

В саду, школе, лагере действует общее правило для всех. И дети подчиняются ему, потому что давление на тех, кто игнорирует всегда интенсивнее, чем дома. Давят взрослые и общность детей. Как это так, все убирают, а ты нет? А ну давай! Как это так, все делают общее дело, а ты как изгой? А ну скорей! Ребенок подчиняется правилу принадлежности к группе и это ощущение, что ты тоже как все, помогает добиваться от детей нужных действий.

У бабушки в гостях ребенок подчиняется правилам живее, чем дома, потому что бабушка может быть строже мамы. Давать четче указания, быть в твердой позиции взрослого, держать границы, не давать ребенку выбора. Словом, справляться с ребенком с высоты прожитого опыта. И ребенок следует правилам беспрекословно.

Кризис 3 лет у ребенка

Правила развития мозга ребенка

Как правильно хвалить ребенка

Способы приучить ребенка к чистоте и порядку

    Поставить ребенку задачу по возрасту. Посмотреть, что ребенок может делать уже сейчас. Постепенно добавлять к освоенной функции убирать и поддерживать частоту новые дополнительные моменты. Кроме того, решите для себя, когда уборка и поддержание чистоты станет обязанностью для вашего ребенка? Не просто желание «хочу- не хочу», а обязанностью, которую нужно выполнять вне зависимости от желания.

До 2-х лет все делать вместе с ребенком, проговаривая, что именно вы делаете и для чего.

В 2-3 года поручать полить цветы, выбросить что-то, собрать.

В 3-4 года заправить кровать, вытереть грязь по- нормальному, помыть чашку, собрать игрушки самому.

В 4-5 лет собирать свои вещи, раскладывать их, полоскать что-то, выносить мусор.

С 5 лет ребенок может делать многие вещи, главное – научите хорошо.

Посмотрите на этот пункт и подумайте, чем вы готовы заплатить или поощрить ребенка за то, что он старается поддерживать порядок и чистоту в доме. Особенно это касается момента, что ребенок делает часть взрослых дел. Например, 10-летняя девочка убирает всю 3-х комнатную квартиру сама. Если желание таким образом сказать ребенку «спасибо» вам близко, то чем вы готовы платить? Деньгами? Вниманием? Подарками? Приятными мелочами? Возможностями? Кому- то из детей будет достаточно шоколадки, кому-то нет.

А кто-то из родителей скажет, что деньги за уборку делают из ребенка не участника общего дела, а работника в семье. Какое понимание ближе вам?

«Я вижу- валяется твоя обувь посреди коридора»,

«Я вижу после рисования стол весь в грязи»,

«Твои игрушки лежат на полу».

Есть такой феномен у наших детей, как внутренний слух, который никогда их не подводит. Когда мы просто описываем то, что видим, ребенок в этом способен уловить правильный посыл. Но помните- на это способны дети после 5 лет. В этом возрасте у них уже есть способность понимать контекст в вашей речи.

Говорите ребенку, что убирать место, где ты живешь – это необходимость. И это та цена, которую он платит, чтобы быть причастным к обществу нормальных людей.

Автор статьи, Елена Садовниченко, психолог, мама двоих детей.

Конспект игрового занятия о чистоте в младшей группе детского сада

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию “В стране Чистюлии”.

Конспект разработан для детей 3-4 лет, проводится в игровой форме (подвижные, пальчиковые игры; загадки). Игры, использованные на занятии, можно проводить с детьми в режимных моментах. Материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми младшего дошкольного возраста, родителям.

Форма проведения: Игра-путешествие.

Цель: Приобщение детей к здоровому образу жизни. Уточнение и конкретизация представлений о предметах личной гигиены, закрепление навыка их использования.

Задачи:
• Помочь детям вырасти крепкими и здоровыми, дать понять, что здоровье – главная ценность жизни человека.
• Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.
• Воспитывать привычку следить за своим внешним видом.
• Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, мелкой моторики, координации речи с движением, общих речевых навыков, умения отвечать на вопросы.

Материал и оборудование: кукла Чистюля, схема-алгоритм мытья рук, предметы личной гигиены, 2 обруча, 2 картинки.

READ
Мочегонные средства: готовим в домашних условиях

Методы и приемы: Сюрпризный момент – приход Чистюли, игровой прием – поездка на поезде, коммуникативная игра «Здравствуй!», отгадывание загадок, пальчиковая игра, рассматривание алгоритма мытья рук, предметы гигиены, итог (анализ).

Чистюля: Здравствуйте, ребята!
Я рада повстречаться,
С вами милые друзья,
К гигиене приобщаться
Ведь, наверное, не зря,
Чистюлей звать меня.
– Я живу в стране чистоты и здоровья. Слово «здравствуй» похоже на слово «здоровье». Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья. Давайте и мы друг с другом поздороваемся.

Коммуникативная игра «Здравствуй! »
Кого ни повстречаем,
Здоровья пожелаем.
Друг к другу повернемся,
Скажем: «Здравствуй»,
Улыбнемся – говорят ребята
(повернуться друг к другу и поздороваться правыми руками) .
Кого ни повстречаем,
Здоровья пожелаем.
Друг к другу повернемся,
Обнимемся и улыбнемся (обнять друг друга).

Чистюля:
Девочки и мальчики, сегодня я предлагаю вам отправиться в очень интересное путешествие! В мою страну «Чистюлию»! А поедем мы на нашем паровозике!
Воспитатель:
Как весело, как весело!
Отправиться с друзьями.
В загадочное путешествие,
Поедем вместе с нами!
Наш паровозик отправляется, садитесь поскорее все те, кто хочет отправиться с нами в путешествие. Чух – чух – чух!
Чистюля: Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят
Везут в страну «Чистюлию» компанию ребят.
Мы едем, едем, едем в далекие края,
Веселые ребятки и лучшие друзья.

– Вот мы и приехали к нашей первой остановке. Наша первая остановка Гигиеническая.

Остановка «Гигиеническая»
Чистюля: Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, что очень важно для нашего здоровья, для чистоты …
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Воспитатель: Правильно, это вода. К нам в детский сад ходят только чистые и аккуратные дети. Правда, ребята? Давайте покажем Чистюле, как мы умываемся.

Пальчиковая игра «Кран, откройся…».
Кран откройся, (Правой рукой показать, как открыть кран.)
Нос умойся, (Указательными пальцами массировать крылья носа.)
Мойтесь сразу оба глаза. (Указательными пальцами массировать веки.)
Мойтесь ушки, (Ладошками массировать уши.)
Мойся шейка. (Поглаживание шеи сверху вниз ладошками.)
Шейка мойся хорошенько.
Мойся, мойся, обливайся. (Ладошками массируют щеки.)
Грязь смывайся, (Трут ладошку об ладошку.)
Грязь смывайся.

Воспитатель: Руки с мылом надо мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
От простой воды и мыла
У микробов тают силы.
Чтоб микробам жизнь не дать,
Руки в рот не надо брать.
А вы, ребята, моете руки перед едой?
Дети: Да.
Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть. Вам нужно рассмотреть схему-алгоритм мытья рук и расположить картинки в правильном порядке.

Игра «Что сначала, что потом».
Ребята, посмотрите на картинки, что нужно сделать вначале? Что потом? Разложите картинки в правильном порядке.
1. Закатать рукава
2. Открыть кран с водой
3. Взять в руки мыло
4. Намылить руки до густой пены
5. Смыть мыло чистой водой
6. Закрыть кран
7. Полотенцем вытереть воду с рук досуха
8. Опустить рукава.

Чистюля: Молодцы! А наш поезд отправляется дальше, проходим все в вагончики.

Станция «Загадки»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие предметы личной гигиены должны быть у каждого человека, чтобы быть чистыми и опрятными?
Загадки.
1. Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)

2. Хвостик из кости,
А на спинке – щетинка. (Зубная щетка)

3. Вытираю я, стараюсь
После бани паренька.
Всё намокло, всё измялось –
Нет сухого уголка. (Полотенце)

4. Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа)

5. Чтобы волосы блестели
И красивый вид имели,
Чтоб сверкали чистотой,
Мною их скорей помой. (Шампунь)

6. Не смотрел в окошко –
Был один Антошка.
Посмотрел в окошко –
Там второй Антошка.
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка? (Зеркало)

Чистюля: А я знаю интересную игру. Это игра «Чистюли».

Игра-эстафета «Чистюли».
Дети по двое выполняют задание, перед ними на столе предметы (книги, фломастеры, ножницы, зубные щетки, мыльница, мыло, мочалка, расчески, полотенца и др.) Дети отбирают предметы, которые помогают быть чистыми и аккуратными.

Воспитатель: Весело мы с вами поиграли. Отправляемся дальше в наше путешествие по стране Чистюлии.

Станция «Топ-хлоп».
Чистюля: А сейчас поиграем в игру, которая называется «Топ-хлоп». Если вы хотите сказать «Да», то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то вы топаете. Говорить и кричать ничего не нужно. Будьте внимательны. Итак, начинаем.

Игра «Топ-хлоп».
а) Мылом моют руки. (хлоп)
б) Во время умывания разбрызгивают воду. (топ)
в) Зубы чистить не надо. (топ)
г) Зубы чистят зубной пастой. (хлоп)
д) Волосы расчесывать не надо. (топ)
е) Перед мытьем рук нужно закатать рукава. (хлоп)
ж) Нельзя брать грязные пальцы в рот. (хлоп)

READ
Дицинон - инструкция, применение, противопоказания

Чистюля: Молодцы, ребята! А теперь мы отправляемся дальше. Скорее проходим все в вагончики и занимаем свои места. Чух чух –чух! Вот мы и доехали к нашей следующей станции. Выходим все скорее из вагончиков и узнаем, как же называется наша следующая остановка. Эта станция называется «Станция чистоты».

«Станция Чистоты»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь находятся предметы личной гигиены: зубная щетка, зубная паста, расческа, мыло, полотенце, зеркало. А для чего они нужны?

Игра «Ответь на вопрос».
-Для чего нужно мыло? Для чего нужно полотенце? А расческа? А зеркало? А зачем нужны зубная щетка и зубная паста? Как вы думаете, ребята, сколько раз в день надо чистить зубы? А почему нужно чистить зубы?

Чистюля: Ай, да какие вы молодцы, ребята, все то вы знаете. А теперь поиграйте со мной.

Игра «Ровным кругом».
«Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг
Что Чистюля нам покажет,
То и будем выполнять.
(Моем руки, чистим зубы, расчесываемся и т.д.)

Чистюля: Какие вы молодцы ребята! А наш поезд отправляется дальше, проходим все в вагончики. Чух- чух-чух! Выходим все из вагончиков. Вот и конечная станция. Посмотрите, здесь вас ждет картина.

Задание «Дорисуй картину».
-Давайте посмотрим на картину. Что на ней нарисовано?
Дети: душ, грязные дети.
– Что же надо сделать, чтобы дети стали чистыми?
Ответы детей, если затрудняются, то подсказать, что надо дорисовать струйки воды из душа, чтобы отмыть ребят.
– Вставайте поудобней, чтоб всем места хватило, и приступим к рисованию водички.
Дети ватными палочками рисуют струйки воды.
– Вот какая хорошая картина у нас получилась! Теперь дети стали чистыми.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться.
И прежде чем расстаться, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, где побывали? Понравилось ли вам наше путешествие?

Приучаем к порядку детей дошкольного и младшего школьного возраста

Девочка с мамой занимаются уборкой

Приучить детей к порядку дома довольно сложно, но реально. Родителям придется проявить терпение и потратить некоторое количество времени, чтобы научить чадо убирать у себя в комнате, помогать взрослым в домашних делах. Очень важно сделать так, чтобы ребенок не испытывал к трудовым обязанностям антипатию. Нежелательно показывать, что наводить порядок – это тяжкий труд или наказание, наоборот, надо дать понять, что это необходимая составляющая жизни каждого человека. Как приучить ребенка к порядку и одновременно приучить к чистоплотности? Педагоги утверждают, что лучше всего вырабатывать привычки к выполнению домашних дел в форме игры и личного примера.

Хорошее начало – половина дела

Отвечая на вопрос родителей: с какого возраста следует приучать детей к порядку, следует отметить, что малыши подвержены родительскому влиянию. Они очень рано начинают копировать поведение мамы и папы, считают их неоспоримым авторитетом, образцом для подражания. Следует максимально использовать эту особенность, чтобы приучить к чистоплотности детей. Именно любящие родители могут вдохновить малыша на новые свершения и выработать у него необходимые умения, например, разложить вместе вещи по местам, вымыть с мамой посуду или полить цветы, с папой убрать инструменты на даче.

Важно! Если родители сами постоянно поддерживают в комнате чистоту, то им легко требовать это от ребенка. Наоборот, если близкие не желают навести порядок, вряд ли возможно будет научить этому малыша. И еще: никогда не ругайте любимое чадо при неправильных действиях, следует поощрять проявленную инициативу и показывать, как правильно убирать.

Девочка моет посуду

Например, многим знакома ситуация: дочка пытается помыть посуду, подходит мама, начинает говорить, что тарелки плохо вымыты, отправляет ее играть и домывает сама. Такое поведение мамы моментально отбивает желание делать уборку в дальнейшем. А если мама похвалит, покажет, как правильно навести порядок, у девочки появится желание выполнять домашнюю работу, чтобы заслужить похвалу.

Основные этапы приучения к порядку

Процедура приучения к порядку может занять длительное время, лучше делать это в несколько этапов.

Первым этапом является осознание. Ребенок должен понять, для чего следует убирать в доме и выполнять домашнюю работу. Следует рассказать, что кровать нужно всегда заправлять, чтобы создать уют в доме. Растения следует обязательно поливать, так как они завянут и перестанут радовать своей красотой. Малыш должен осознать важность данной работы, чтобы впоследствии делать ее самостоятельно.

Вторым этапом является планирование. При формировании полезной привычки у малышей родителям придется изменить распорядок жизни, выделяя в нем время для домашних дел. Если ребенок должен ежедневно заправлять собственную постель, то следует перенести время утреннего подъема на более ранее время. В итоге вечером также придется укладывать его спать немного раньше. Если дошкольник собирается ухаживать за цветами, то нужно поставить лейку и воду в доступное место, чтобы ему не приходилось просить помощи у мамы или папы.

Важно! Родители должны понимать, какую именно домашнюю работу в состоянии выполнить любимое чадо. Это зависит от возраста, физических и психологических особенностей.

READ
Лазерная коагуляция шейки матки

Дети помагают взрослым

Третий этап подразумевает правильное настроение. Во время приучения ребят к домашним делам и уборке не нужно говорить им, что это нужно для выработки у них полезной привычки. Следует делать упор на то, что уборка и помощь родителям в домашних делах касается жизни всей семьи. Пусть это будет интересным занятием, которое нужно проводить ежедневно. Главное, показывать доброжелательность и не высказывать недовольства, если любимое чадо сделает что-то не так.

Четвертым этапом является воплощение идеи в жизнь. Когда маленький член семьи осознает, для чего нужно убирать и помогать родителям, он зарядится энергией и будет делать все без напоминаний. Нужно освободить ему время для повседневных дел, чтобы они не слишком тяготили его и не заменяли игру, приготовление учебных заданий; выработать список доступных домашних дел; подготовить все необходимое для детского труда.

Важно! Привычку убирать следует вырабатывать ежедневно, нельзя пропускать повседневные домашние дела, иначе ребенок не осознает важности процесса.

Привлекая ребятишек к домашним делам, следует основываться на некоторых принципах, которые обязательно подскажут родителям, как приучить ребенка к порядку и дисциплине.

  • Постоянство является важной составляющей хорошей привычки. Нужно чаще напоминать маленькому члену семьи о том, что ему предстоит сделать. Можно поставить напоминание на телефоне или компьютере, написать записку и приклеить на холодильник или воспользоваться другими интересными способами.
  • Освобождение времени для домашних дел крайне необходимо. Надо незаметно встроить домашние дела в режим дня. Младший школьник будет знать, что после школы ему обязательно нужно полить цветы, а после прогулки протереть обувь. Главное, не требовать выполнения уборки в конкретное время, а использовать режимные моменты.

Какие домашние дела можно предложить детям

Большинство хозяек предпочитают составлять списки дел, чтобы не забыть выполнить самое важное. Они смотрят, какие именно домашние дела нужно выполнить утром или вечером, а затем подстраиваются под составленный график. Он помогает сделать жизнь более спокойной, не превратить ее в рутину и бесконечные бытовые хлопоты. Такие же советы дают педагоги, когда стоит вопрос, как научить ребенка порядку.
Хорошо составить список дел для дошкольника и школьника, чтобы вспомнить, что следует сделать сегодня или завтра. Для этого можно воспользоваться следующими вопросами:

  1. Какие дела нужно выполнять каждый день обязательно?
  2. Что нужно сделать с утра, чтобы день прошел легко и без происшествий?
  3. Какие привычки помогают облегчить домашнюю работу?
  4. Чем можно помочь взрослым при выполнении ежедневных домашних дел?

Важно! Список дел существенно облегчает жизнь родителям и ребенку, оставляет больше свободного времени, которое можно провести в кругу семьи с удовольствием.

Мама помагает дочке составить список дел

Рекомендации психолога предполагают, что родители составляют список дел совместно с малышом. Это может быть:

  • полив растений;
  • уход за домашним питомцем;
  • мытье чайной посуды;
  • проверка чистоты подставки для зубных щеток;
  • уход за расческой и щеткой для волос;
  • уход за своей одеждой и обувью;
  • участие в генеральной уборке квартиры;
  • вытирание пыли.

Отчасти с некоторыми трудовыми действиями ребята могут уже быть знакомы по детскому саду или школе. Родители при составлении списка могут исходить из возможностей своей квартиры и загруженности ребенка в школе.

Советы родителям

  • Следует с раннего детства прививать малышу собственную чистоплотность и уважение к делам других членов семьи. Если карапуз самостоятельно подмел пол, вложил столько сил и труда в это занятие, то он не захочет, чтобы другие намусорили. Желательно привлекать всех в семье к домашней работе, чтобы после долгой уборки никто не хотел мусорить или раскидывать вещи.
  • У каждого в семье должны быть собственные домашние обязанности. Ребенок должен четко понимать, какие обязанности в семье выполняет он. Например, все ребята сами должны убирать свои игрушки или школьные принадлежности.

Важно! Ни в коем случае нельзя наказывать детей за неубранные игрушки, это ничего не даст и отобьет охоту убирать вообще. Нужно знать меру, ведь если ребенок сейчас категорически отказывается убирать, то заставить его вряд ли получится. Лучше пусть потом выполнит ваше задание, чем вообще ничего.

  • Взрослым следует показать, что уборка может стать не рутинными обязанностями, а интересным занятием, например, движениями под бодрую музыку. Главное, показать это малышу, тогда привычка выработается максимально быстро.
  • Родителям нужно постараться, чтобы и самим воспринимать уборку в качестве увлекательного занятия. Если мама относится к домашней работе как к ужасному факту в своей жизни, то ребенок не сможет относиться к этому иначе. Ну а если все происходит наоборот, то маленький член семьи будет воспринимать пылесос как разнообразие в играх.

Важно! Нежелательно заниматься домашними делами, когда ребенка нет дома. Даже если хозяйством занимается бабушка, маме тоже следует найти для себя домашнее дело и приобщить к нему сына или дочь.

Интересные способы приучения к порядку и дисциплине

1. Чтобы побудить ребенка навести порядок в своей комнате, личных вещах, предметах гигиены, можно воспользоваться советами психологов:

  • Если в доме есть множество игрушек, то можно предлагать малышу сортировать их. Например, в один ящик сложить только машинки, в другой ящик поместить конструктор, а в третий положить кукол и так далее.
  • Для детей постарше можно придумать игру в детективов. Спрятать игрушку и попросить навести порядок в комнате, ведь она впоследствии обязательно найдется в самом неожиданном месте.
  • Чтение также поможет превратить уборку в интересное занятие. Пока дошкольник убирает, мама читает ему интересную книгу.
  • Малыш с удовольствием выполнит домашние дела, если мама предложит ему потом отправиться с ней на прогулку.
  • Мультики, комиксы, фильмы косвенно помогают приучить ребенка к порядку и дисциплине.
READ
Мочегонные средства: готовим в домашних условиях

2. Психологи уверяют, что лучшим способом приучения детей к порядку является аккуратность самих родителей. Следует на своем примере показать, как важна чистота в доме и что значит аккуратность для ребенка.

3. Необходимо позволить дошкольнику самостоятельно организовать собственное пространство в комнате, разложить вещи по местам, которые он считает нужными. Например, большинство родителей убеждено, что шкаф для одежды категорически не подходит для хранения конструкторов. Но чадо искренне не понимает, почему в своей комнате он не может быть хозяином. Можно пойти на компромисс и переложить одежду в другое место, поставив при этом условие чистоты и аккуратности в шкафу.

4. Следует призывать соблюдать порядок в комнате спокойным голосом, без криков и команд. Иногда приходится десять раз повторить требование, чтобы малыш его услышал. Следует учитывать, что дети не в состоянии выполнять несколько задач в одно время. Поэтому сначала лучше закончить игру, а потом уже приступить к другим делам.

5. Рекомендуется спросить у собственных родителей, каким образом они приучали к порядку вас. Вполне возможно, что можно воспользоваться проверенным способом.

6. Когда ребенок твердо понял, что в его обязанности входит поддержание порядка, желательно выработать общие правила, чтобы порядок удалось сохранить на длительное время.

7. Планирование позволяет выполнять домашние дела поочередно, тогда все получится сделать быстро и без лишних проблем. Следует донести до сознания маленького члена семьи, что следует сначала убрать на столе, а затем уже переходить к уборке пола, иначе все труды окажутся напрасными.

8. Желательно составить распорядок дня и проанализировать его, понять, будет ли дошкольник или школьник все успевать и давать себе время для отдыха и выполнения уроков. Если сын или дочь выполнили все, что от них требовалось, можно поощрить их новыми игрушками или сладостями, но не стоит часто “покупать” этим послушание малышей.

9. Можно вручать специальные звезды или медали из бумаги за каждое выполненное задание, а когда их наберется достаточное количество, то вручить обещанный презент.

10.Выполнять каждый этап уборки нужно не больше 20 минут, иначе на другие дела не хватит времени и сил дошколенка. Можно действовать параллельно: мама моет посуду, а дочка ставит ее в шкаф.

Распространенные ошибки родителей

Как приучить ребенка к порядку без ошибок и проблем? При приучении ребятишек к порядку не стоит делать наиболее распространенных ошибок родителей:

Ошибки родителей

  • Избегать критики. У чада может не получиться с первого раза совершенно незнакомое занятие, для этого требуется многократное повторение.
  • Нельзя сравнивать умения малыша с другими детьми, которые справляются с заданиями лучше. Это может вызвать только неуверенность в собственных силах.
  • Необходимо постоянно следовать правилам и не нарушать их. Если каждый день вечером ребенок поливает цветы, то он и должен продолжать это делать. Если выполнять обязанности нерегулярно, то результата добиться не получится.
  • Не стоит обещать. Нельзя выстраивать “товарные” отношения с детьми, к примеру, ты помой пол, а я тебе дам поиграть в телефон. Дети, которые постоянно получают награды за выполненные действия, не в состоянии трудиться осознанно.
  • Перегрузка запрещена. Не стоит в один день давать слишком много заданий маленькому члену семьи. Переутомление существенно портит настроение, если чадо пришло после тренировки усталое, то оно не в состоянии помыть посуду или пропылесосить.
  • Не давать послабления. Часто можно столкнуться с ситуацией, когда бабушки не дают ничего делать ребенку, жалея его и предпочитая делать все самостоятельно. Могут при нем поучать родителей, говорят о неправильном воспитании. Этого делать нельзя, ведь впоследствии чадо не сможет делать по дому ничего по причине, что он еще “маленький”.
  • Не надо кричать. Крик показывает родительское бессилие и больше ничего. Дети прекрасно это понимают и являются отличными манипуляторами, зная, что мама покричит и сделает в итоге все сама.

Воспитание любви к порядку и уборке является сложнейшей работой для родителей, это требует огромного терпения. Однако умение делать домашние дела и оказывать помощь по дому поможет сформировать воспитанного и взрослого человека, способного отвечать за свои поступки и уважающего чужой труд. Любой родитель мечтает об этом, поэтому следует постараться, чтобы приучить своих ребятишек к порядку.

Ссылка на основную публикацию