Кризис трехлетнего возраста – и снова в бой

Как вести себя с ребёнком во время кризиса 3 лет

В этот период даже обычно спокойные дети могут закатывать истерики и грубить взрослым. Советы психолога помогут преодолеть сложный этап без лишних нервов.

Возраст 3 лет по праву считается одним из самых сложных в жизни родителей и детей. В этот период у ребёнка формируется ощущение себя как отдельной самостоятельной личности. Малыш начинает активно проверять, где заканчивается область его возможностей, на что он может влиять. Сталкиваясь с ограничениями своих желаний, он приходит в ярость. И уже невозможно просто отвлечь его внимание на что‑то интересное, как в более младшем возрасте: ребёнок испытывает настоящую злость из‑за того, что всё идёт не так, как он хотел.

В период кризиса 3 лет дети переживают серьёзные изменения:

  • Формируются волевые качества — умение добиваться своего, настаивать на своём решении. Ребёнок учится проявлять себя в эмоциях и действиях, делать выбор, полагаясь на свои ощущения и желания.
  • Дети исследуют свою силу и возможности в противостоянии со взрослыми. Развивает понимание «что такое хорошо и что такое плохо», изучает границы: когда взрослые непреклонны в своём решении, а когда можно настоять на своём.

Как проявляется кризис 3 лет

Советский психолог Лев Выготский выделял семь признаков кризиса.

  1. Негативизм. Ребёнок относится негативно к просьбе взрослого, даже если речь идёт о том, чего он сам хочет.
  2. Упрямство. Настаивает на своём, и ему очень важно добиться этого во что бы то ни стало.
  3. Строптивость. Непослушание как в мелочах, так и в серьёзных вопросах.
  4. Протест. Ребёнок начинает активно бунтовать против того, что ранее выполнялось им спокойно и безропотно.
  5. Своеволие. Стремление всё делать самостоятельно, даже если детских возможностей для этого пока недостаточно.
  6. Обесценивание. Ребёнок может рушить и ломать всё, что ему было дорого (даже любимые игрушки), бить и обзывать родителей.
  7. Деспотизм. Хочет, чтобы всё происходило именно так, как он сказал.

В реальной жизни всё это проявляется примерно так: малыш, который ещё вчера послушно одевался, ел практически всё, что дают, спокойно засыпал после обычных ритуалов, начинает спорить по любому поводу. «Шапка не такая, корми меня с ложки, я не буду спать в своей кровати!» — и никакие доводы разума не действуют.

Если взрослые настаивают на своём, в ход идёт «тяжёлая артиллерия». Ребёнок начинает в лучшем случае кричать и плакать, а в худшем — драться, кусаться и кидаться всем, что попадается под руку.

Надо сказать, часто таким образом дети действительно добиваются своего. Некоторые взрослые, не выдерживая напора или не понимая, как себя вести, сдают позиции в надежде, что чадо утихнет. И действительно, спокойствие восстанавливается, но ровно до следующего эпизода расхождения мнений.

И вот уже вся семья разбивается на два лагеря. Кто‑то считает, что «пороть таких надо», потому что «совсем на шею сели», кто‑то настаивает на гуманизме, чтобы не задавить личность. А «личность» продолжает проверять всех на стойкость и при этом ходит грустная и нервная, так как догадывается, что ведёт себя как‑то не так, но ничего с собой поделать не может.

Как помочь ребёнку легче пережить кризис

Научите правильно выражать злость

Прежде всего нужно понимать, что злость, охватывающая детей, — это не происки тёмных сил, а абсолютно нормальное чувство. Она (а также грусть, радость, страх, удивление) досталась нам от животных. Встречая отказ или сопротивление своим желаниям, ребёнок испытывает то же раздражение и ярость, что и тигр, у которого соперник пытается отобрать мясо или выгнать с территории.

Взрослые, в отличие от детей, умеют распознавать злость и сдерживать её или проявлять адекватным способом. Когда на нас повышает голос начальник, мы тоже раздражаемся, но либо сдерживаемся и дома в красках описываем близким, какой он «нехороший человек», либо отвечаем конструктивно в самом процессе диалога. У детей этих механизмов ещё нет — они как раз вырабатываются на данном возрастном этапе при помощи взрослых.

1. Подождать, когда ребёнок успокоится. Бесполезно что‑либо говорить, пока тот охвачен эмоциями: он вас не слышит.

2. После того как ребёнок успокоился, назвать чувство, которое он испытывает: «Я вижу, ты сильно рассердился (разозлился, расстроился)».

3. Провести причинно‑следственную связь: «Когда мама не даёт то, что хочется, это очень злит». Для нас очевидно, что ребёнок рассердился из‑за того, что ему не дали конфету, которую он хотел съесть вместо супа. Для него же часто всё выглядит так, будто какая‑то сила охватила его ни с того ни с сего, и он стал «плохим». Особенно если мы вместо объяснения причины его злости говорим что‑то вроде: «Фу, какой плохой ребёнок». Когда взрослые выстраивает причинно‑следственную связь, детям проще постепенно разобраться в себе.

4. Предложить приемлемые способы выражения злости: «Давай в следующий раз ты не будешь кидать в маму ложку, а скажешь: «Я злюсь на тебя!» Можешь ещё стукнуть кулаком по столу». Варианты проявления ярости в каждой семье свои: для кого‑то приемлемо топать ногами, для других — пойти в свою комнату и там кидаться игрушками. Также можно завести специальный «стул злости». Каждый может сесть на него и успокоиться, а потом вернуться к общению.

Очень важно сделать акцент на том, что это не наказание. Если положить в этом месте бумагу и карандаши, то ребёнок сможет выражать своё состояние в рисунке. Сами взрослые тоже могут в пылу битвы за очередное правило распорядка дня, нарушенное детьми, сесть на стул и показать пример, рисуя своё раздражение и проговаривая: «Как же я злюсь, когда ты не идёшь спать вовремя!»

Определите границы

Дети, которым постоянно потакают, начинают ощущать, что это они управляют миром, и становятся из‑за этого очень тревожными. Им всё время приходится быть в напряжении, чтобы удерживать власть. Тут не порисуешь и не поиграешь. В обществе эти домашние тираны оказываются не очень успешны, так как привыкли, что всё вертится вокруг них. Они с трудом устанавливают контакт со сверстниками и требуют постоянного внимания педагога.

Другая крайность — это жёсткое подавление любых негативных проявлений. Точка зрения родителей в этом случае проста: ребёнок должен быть всегда «хорошим» и слушаться по первому требованию. Результат такого подхода проявляется в двух вариантах. В первом случае дома ребёнок шёлковый, но в детском саду неуправляем и агрессивен. Во втором — он очень старается соответствовать высоким требованиям, периодически срываясь. В срывах он винит себя и очень часто страдает ночными страхами, энурезом, болями в животе.

READ
Причины спермы коричневого цвета у мужчин

Истина где‑то посередине. Если взрослый понимает, что это закономерный этап развития ребёнка, то он может сохранить относительное спокойствие и при этом настаивать на своём. Получаются твёрдые границы, поставленные мягким способом.

Сошлюсь на алгоритм, приведённый в книге Джона Грея «Дети с небес»:

1. Чётко скажите, чего хотите от ребёнка: «Я хочу, чтобы ты собрала игрушки и пошла умываться». Очень часто мы формулируем наши послания невнятно: «А может, пора спать?», «Смотри, уже темно». Таким образом мы перекладываем ответственность за решение на ребёнка, и результат предсказуем. Иногда даже простого чёткого озвучивания наших требований достаточно. Если нет, переходим к следующему пункту.

2. Проговаривайте предполагаемые чувства ребёнка и проводите причинно‑следственную связь: «Видимо, игра тебе очень нравится, и ты расстраиваешься, когда надо её заканчивать». Когда мы делаем так, ребёнок ощущает, что мы его понимаем, и иногда уже этого хватает для изменения его поведения.

3. Используйте торги: «Если ты сейчас пойдёшь в ванную, то сможешь поиграть там в пиратский корабль / я почитаю тебе подольше». Обещается то, что ребёнок любит, но не покупка игрушек или сладкое. Мы же часто поступаем наоборот и угрожаем: если не сделаешь так, как я сказал, то потеряешь. А ведь выстраивание позитивного будущего помогает детям отвлечься от процесса, в который он погружён, вспомнить, что есть и другие приятные вещи.

Если дело было только в этом, то ребёнок радостно шлёпает в ванную. Но если всё это затевалось им для того, чтобы выяснить, кто в доме хозяин, то без следующих этапов не обойтись.

4. Усильте интонацию: произнесите ваше требование более грозным тоном. Очень часто мы начинаем именно с этого, и тогда всё превращается просто в подавление. Но первые три пункта очень важны, иначе у ребёнка так и не возникнет ощущения, что его понимают. На этом же этапе можно применить один из успешнейших приёмов под названием «Считаю до трёх».

5. Если и после усиления интонации ребёнок продолжает буянить, то объявите перерыв. Очень важно понимать, что это не наказание, а пауза для того, чтобы успокоиться и продолжить общаться адекватно. В то же время это обозначение границ: ребёнок имеет право на своё мнение, на эмоции, но окончательное решение за взрослым. Всё так и объясняется: «Я вижу, мы не можем договориться, так что объявляется перерыв на 3 минуты. И тебе, и мне надо успокоиться». Сколько лет ребёнку, на столько минут оптимально устраивать тайм‑аут.

В домашних условиях дети выводятся в безопасное пространство (помещение, где нет бьющихся предметов). Дверь закрывается (ещё одно обозначение границы), взрослый остаётся снаружи и спокойно обозначает, сколько времени осталось. Нужно быть морально готовым, что по ту сторону может твориться что угодно. В этот момент не нужно вступать в диалог с ребёнком, иначе всё только затянется. Но благодаря тому, что вы за дверью и спокойно отмечаете, сколько минут осталось, он понимает, что его не бросили и не наказали. Когда время перерыва заканчивается, вы открываете дверь и начинаете с первого пункта.

Чем стабильнее и понятнее ребёнку правила, по которым он живёт, тем больше у него простора для творчества и развития. Постепенно благодаря нашим усилиям ребёнок начнёт лучше понимать себя: что его злит, что радует, от чего он грустит, на что обижается. Так же он осваивает способы адекватного выражения своих переживаний. К 4 годам это может быть не только телесное выражение, но и рисунок, и озвучивание, и ролевая игра. И если общение по поводу спорных моментов протекает в режиме переговоров и принятия мнения ребёнка, то он на всю жизнь сформирует способность отстаивать свои права, добиваться поставленных целей и в то же время уважительно относиться к правам и мнению окружающих.

Кризис трехлетнего возраста – и снова в бой?

Кризис трехлетнего возраста

Бессонные ночи, ежедневная стирка, введение прикорма, роднички у новорожденных… кажется, все это уже в прошлом и можно немного расслабиться. Ребенок самостоятельно кушает, играет, общается с ровесниками, а у родителей появляется время заняться своими делами или просто отдохнуть. Но радость длится недолго и в один прекрасный момент ласковый и послушный ребенок становится требовательным и капризным. Это наступает так называемый кризис трехлетнего возраста.

Прежде чем пытаться бороться с подобным поведением, нужно четко понимать его причины и какие ваши действия могут привести к еще большему количеству слез и истерик. Тем более что кризис трехлетнего возраста это не что иное, как физиологический процесс перестройки полушарий головного мозга (сейчас они начинают работать по-разному, как у взрослых), а заодно и становления детской личности.

Если еще вчера вы не знали, как развить в ребенке самостоятельность, то уже сегодня получили ее в избытке. Теперь слова «я хочу, я пойду» станут нормой. Кроха начинает осознавать себя личностью, у которой есть свои желания и потребности, а не только мамины.

Но проблема не в осознании ребенком своего «я», а в незнании, что с ним делать. Он понимает, что делать что-то нужно, но что? Вот и пытается самоутвердиться и доказать взрослым свою позицию в любом, даже самом мелочном, вопросе. А проявляется это все в виде криков и истерик.

Кризис трехлетнего возраста имеет характерные признаки, которые не дадут спутать его просто с плохим поведением. Перечислим их.

Признаки кризиса трехлетнего возраста

Упрямство

Ребенок упрямится по любому самому незначительному поводу. Причем дело не в том, что ему непременно что-то нужно, просто он так решил и отступать не собирается. Только не путайте упрямство с настойчивостью, о которой можно говорить, когда малыш действительно чего-то хочет.

Грубость и агрессия

В худшем случае кроха обижает маму и папу, хотя в душе и не хочет этого, но позицию-то свою доказать нужно! Но чаще страдают его любимые ранее игрушки, книжки, мультфильмы. Зачастую добавляются драки в песочнице. Если до этого дошло, рекомендуем почитать как отучить ребенка драться.

READ
Боль в зубах По какой причине болят зубы и что делать?

Не хочу, не буду…

Кроха может отказываться от выполнения привычных ежедневных дел: чистить зубы, мыть руки, укладываться спать. При этом он будет делать все только по-своему и никакие уговоры на него не действует.

Отрицательное отношение к взрослым

Еще одно проявление кризиса трехлетнего возраста – это неприятие того, что говорят взрослые. То есть ребенок отказывается выполнять что-то только потому, что ему это предложили. Причем отвергаться может даже то, что малышу нравится.

Я сам!

Любой вопрос или предложение помощи заканчивается словами «Я сам!». С этого момента он хочет все делать и решать сам, без помощи мамы и папы. Хотя тут может сказываться и чрезмерная опека родителей, мешающая развитию самостоятельности.

Деспотичность

Если кризис трехлетнего возраста случается у ребенка, который воспитывается один в семье или у него большая разница в возрасте с братиком или сестричкой, он старается над всеми утвердить свою власть. Всячески пытается навязать свои правила, указывает кто, что и когда должен делать. Если же это не единственный ребенок или разница небольшая, может сильно обостриться ревность.

Протест

Если взрослые не разделяют взгляды ребенка и не поддерживают его, может начаться самый настоящий протест. В таком случае вам пригодятся советы из статьи: как реагировать на истерики.

Гордость

В период кризиса дети сильно переживают успехи и неудачи. И если получается добиться успеха в каком-то деле, их одолевает чувство гордости.

Как пережить кризис трехлетнего возраста ребенка

Прочитав вышеперечисленные признаки, вы с уверенностью можете говорить, что у ребенка начался кризис трехлетнего возраста? Без паники, через это проходят все дети. А как с этим бороться читайте ниже.

1. Поощряйте самостоятельность

Хочет ребенок рисовать на стене? Дайте! Прикрепите лист бумаги, и пусть рисует, пока не надоест. Проявил интерес к стирке? Тоже не проблема – маленький таз с водой и пару носовых платков способны надолго его отвлечь. Главное не подшучивайте и вмешивайтесь только в том случае, если действия малютки могут быть опасны.

2. Проявляйте спокойствие

Кризис трехлетнего возраста не проходит за несколько дней, поэтому после продолжительных баталий сложно себя сдерживать. Но придется постараться. Крики или ремень здесь не уместны.

3. Наказание должно быть справедливым

Никаких общих фраз и упреков, типа: жадина, вредина. Наказывайте или ругайте ребенка, если такая необходимость все же возникнет, только за конкретные действия.

4. Предоставьте право выбора

Приказной тон смените на дружеское общение, и дайте ему возможность выбора в каких-то непринципиальных вещах. Таким образом, вы получите возможность аргументировано отказать в выборе в других вопросах. Вы же ему уступили в прошлый раз.

5. Анализируйте ситуации

Каждый конфликт желательно обговаривать и объяснять, почему кроха был неправ. Естественно делать это нужно не на пике истерики, а когда эмоции стихнут и малютка придет мириться.

И последнее, помните, ваша любовь и терпение помогут пережить трудный период и вынести из него только полезное. Тем более вы не одиноки в своей проблеме.

Кризис 3 лет у ребенка

Это происходит со всеми: послушный малыш, который капризничал только в исключительных случаях, к 3 годам превращается в упрямого ослика. Каждый день родители слышат рыдания по самым неожиданным поводам: нельзя достать луну с неба, налили попить в новую чашку, не дали надеть шапку в тридцатиградусную жару. На все предложения и увещевания ребенок кричит: «Я сам!», — а еще чаще — просто «Нет!». Очень популярны ультиматумы в духе «Не буду! Не есть! Не кашу!».

Не паникуйте: все это не означает, что вы избаловали и испортили малыша. Он бунтует и закатывает истерики вовсе не для того, чтобы разозлить родителей, — пока это единственный доступный ему способ заявить о себе и своих потребностях. Кризис 3 лет знаменует новый этап в развитии ребенка, и, когда этот сложный период закончится, он станет еще более самостоятельным, рассудительным и разумным. Сейчас он проверяет границы допустимого, и для ребенка важнее всего знать, что вы любите и принимаете его таким, какой он есть. Малыш взрослеет, и в период кризиса вам нужно будет построить с ним новые отношения, основанные на большей свободе и равноправии. Для того чтобы грамотно помочь ему (и самим себе!), стоит больше узнать о возрастной психологии.

Зачем нужен кризис 3 лет?

Примерно в этом возрасте заканчивается период полного слияния малыша с мамой. Ребенку нужно отделиться от нее и установить границы, внутри которых можно безопасно действовать. Малыш открывает для себя понятия «хочется» и «надо» и должен научиться соотносить с ними свои поступки. Трехлетнему ребенку требуется новая степень самостоятельности, которую родители непременно должны ему дать. То, каким малыш выйдет из кризиса, в значительной степени зависит от вас: без вашей помощи и поддержки ребенок не сможет занять нужное место в большом мире.

Причины и проявления кризиса

Психологи сравнивают кризис 3 лет с революцией — столь разительные перемены происходят с ребенком. Он постепенно отдаляется от взрослых, осознает себя как личность, пытается установить новые, более зрелые отношения с другими людьми. В это время малыша начинает всерьез заботить мнение окружающих. Вы наверняка заметите, что ребенок стал часто смотреться в зеркало, тщательно выбирать наряды (руководствуясь собственным вкусом!), бурно радоваться своим успехам и остро реагировать на неудачи. Известный советский психолог Лев Выготский выделил основные проявления детского кризиса 3 лет. Интересно, что все они в результате помогут ребенку развить определенные положительные качества!

1. Негативизм. Ребенок принципиально отказывается делать то, о чем его просят.

Причина: Он не хочет соглашаться с превосходством взрослых.

Перейдет в… здоровую амбициозность.

2. Упрямство. Малыш настаивает на своем до последнего.

Причина: Он боится показать, что может передумать.

Перейдет в… уверенность в себе.

3. Строптивость. Ребенок демонстративно отвергает все привычные правила и нормы, которым следовал до 3 лет.

Причина: Он хочет установить новые, «взрослые» порядки.

Перейдет в… умение следовать своей индивидуальности.

READ
Тошнота и отрыжка: причины, диагностика, лечение

4. Своеволие. Ребенок хочет абсолютно все делать сам.

Причина: Он стремится к полной независимости.

Перейдет в… здоровую самостоятельность.

5. Протест-бунт. Малыш намеренно делает то, что ему запрещают.

Причина: Он хочет вызвать у окружающих сильные эмоции, пусть даже негативные.

Перейдет в… силу характера.

6. Деспотизм. Ребенок стремится повелевать родными и друзьями, диктует им правила поведения.

Причина: Он хочет, чтобы с его мнением всерьез считались.

Перейдет в… умение стоять на своем.

7. Обесценивание. Трехлетний малыш намеренно отвергает все, чем дорожил до наступления кризиса, будь то любимые игрушки или занятия.

Причина: Он хочет расстаться со всеми «младенческими» увлечениями и начать новый этап.

Перейдет в… гибкость ума.

Нельзя предсказать заранее, сколько точно продлится кризис. Обычно он занимает месяц-полтора, но иногда затягивается на год, особенно если на него наложились другие стрессы. Это может быть переезд, выход в садик, появление младшего братика или сестренки, развод родителей, уход кого-то из близких. Некоторые дети вновь становятся послушными буквально в один день, поведение других меняется постепенно. Если к 4 годам ребенок не вышел из кризиса, стоит проконсультироваться с детским психологом. Но необходимо помнить, что отношение родителей во многом определяет сроки кризиса. Поддерживайте малыша, демонстрируйте свою любовь и понимание, и тяжелый период гарантированно сократится.

Как реагировать на кризис?

Первое, что нужно сделать, — осознать, что кризис 3 лет неизбежен, через него проходят все. Это биологическая программа человека. Вы не можете заставить малыша обойтись без этой сложной перестройки. Но отстраняться от ребенка в этот непростой период тоже не стоит — любящие родители должны установить для него новые границы и помочь обрести самостоятельность. Важно, чтобы родственники не противоречили друг другу и выступали «единым фронтом», вместе искали оптимальный подход к маленькому бунтарю.

Чем ярче у ребенка был кризис 3 лет, тем легче пройдет его подростковый возраст.

Часто родители начинают кидаться в крайности: все разрешать, лишь бы избежать детских истерик, или, наоборот, держать малыша в ежовых рукавицах, чтобы не избаловать. Попробуйте найти золотую середину и показать сыну или дочери, что из каждой ситуации есть несколько выходов. Пусть узнает, что можно попросить, настоять, поискать компромисс, а порой — принять категорический отказ. Все эти инструменты пригодятся вашему чаду для разрешения конфликтов во взрослой жизни.

Позвольте ребенку принимать многие решения самостоятельно — конечно, если они не связаны с его здоровьем или безопасностью. Трехлетний малыш вполне может выбрать кашу на завтрак или наряд для похода на утренник. Старайтесь находить компромиссы: например, если ребенок настаивает на мороженом вместо супа, пообещайте ему желанный десерт после еды — и сдержите слово!

Вот отличные способы помочь малышу легче пережить кризис:

  • Избегайте приказного тона, который сам по себе вызывает противодействие. Так, вместо «Сейчас мы будем рисовать!» стоит спросить: «Какой карандаш ты выберешь?»;
  • Старайтесь не делать замечаний ребенку напрямую, а обозначать общие правила. Например, говорите: «Малышей бить нельзя», «Кошек не обижают», «Люди не кусаются»;
  • Давайте ребенку больше свободы — пусть он сам решает, когда пора уходить с детской площадки, куда пойти гулять и какую шапку надеть на улицу. Будет замечательно, если у малыша появится собственное пространство, будь то отдельная комната или секретный уголок на кухне;
  • Доводите негативизм ребенка до абсурда — умоляйте его не надевать пижаму, не есть кашу и поскорее сломать все игрушки. Осознав комичность ситуации, малыш перестанет настаивать на своем;
  • Не пытайтесь «переупрямить» трехлетку, устраивая соревнования в духе «Нет, будет так, как я сказала!». Они лишь портят настроение и отнимают душевные силы;
  • Как можно чаще показывайте ребенку свою любовь. Поощряйте и хвалите его, когда он того заслуживает;
  • Не стоит капризничать, обижаться или пытаться переложить ответственность на малыша («Ну что мне с тобой делать, скажи?»). Это выбивает у ребенка почву из-под ног, мешает ему нащупать границы;
  • Поговорите с родителями, чьи дети недавно прошли через кризис. Их опыт может оказаться очень полезным;
  • Будьте внимательнее к потребностям ребенка. Очень часто истерики и скандалы имеют под собой банальные причины — малыш перевозбудился, устал, голоден или замерз;
  • Помогайте сыну или дочке снять напряжение. Для этого отлично подойдут активные игры, шуточная борьба, массаж, совместные танцы.

Чего родителям делать нельзя

  • Постоянно ругать ребенка. Делать это в кризисе легко, но хвалить его за успехи и хорошее поведение необходимо;
  • Хотеть невозможного. Неразумно всерьез требовать, чтобы трехлетка радостно бежал в детский сад или спокойно сидел в самолете на протяжении нескольких часов;
  • Ограничивать самостоятельность. Даже если ребенок сделает то, что хочет, медленно и плохо, это станет для него отличным уроком;
  • Постоянно критиковать за неудачи, особенно в том, чего малыш пытается добиться сам;
  • Всегда настаивать на своем — это только тренирует упрямство ребенка;
  • Проявлять насилие. Любого ребенка можно «сломать» и добиться от него полного послушания, но это губительно скажется на его развитии;
  • Постоянно менять правила и требования, противоречить друг другу в вопросах воспитания;
  • Использовать сложные термины и категории — например, взывать к совести или чести трехлетки;
  • Задабривать и подкупать ребенка, чтобы отвлечь его от истерики.

Кризис 3 лет может стать настоящим испытанием для ребенка и родителей, но он обязательно закончится. И неожиданно для самих себя вы обнаружите, что маленький бунтарь стал спокойным и рассудительным, знает правила дорожного движения и умеет считать до ста. Наступает прекрасный период, когда общаться с подросшим малышом становится легко и очень интересно.

Кризис трех лет: симптомы, трудности периода

Каждый человек в своей жизни проходит через возрастные кризисы. Так как дети развиваются быстро, то и кризисы у них более яркие и заметные. Кризис трех лет у ребенка считается одним из самых интенсивных в период роста. Еще недавно малыш был спокойный и ласковый, слушал взрослых и следовал установленным правилам. А сейчас он начинает протестовать против прежнего уклада жизни, пытаться сепарироваться от родителей, отстоять свои права на самостоятельное существование. Он вредничает, кричит, плачет, если что-то не получается или в чем-то отказали.

Главный совет для родителей – оставаться уравновешенными при общении с крохой, и тогда после окончания этого нелегкого периода малыш также станет более спокойным, самостоятельным и рассудительным.

READ
Ново-пассит: инструкция по применению, отзывы, аналоги

Что такое кризис трехлетнего возраста

Что такое кризис трехлетнего возраста

Кризис трех лет у детей – это период жизни, в котором они приобретают огромное количество новых личностных новообразований. Малыш психологически отделяется от мамы, стремится к самостоятельности, выходит на новый уровень общения со взрослыми и сверстниками. Он хочет быть «как большой», но пока не может многого в связи с возрастом. В результате этого диссонанса у ребенка возникают истерики, обиды и «портится» поведение. Если кратко, то кризис трех лет – это период бурного развития.

Когда начинается

Возрастные рамки кризиса – от 2,5 до 4,5 лет. В зависимости от личностных особенностей, кризис 3 лет может длиться от 2-3 месяцев до 2 лет. По интенсивности проявления также могут быть разными.

Причины детского кризиса 3 лет

Авторитарный стиль воспитания в семье

Согласно теории Л.С. Выготского, взросление ребенка представляет собой чередование стабильных и кризисных периодов развития психики. В стабильных периодах ребенок развивается медленно и линейно, в период кризиса – бурно и скачкообразно. Одной из главных причин кризиса является конфликт ребенка с окружающим миром. Он хочет все делать самостоятельно, но в этом ему мешают обстоятельства, на которые он не может повлиять, например, запреты взрослых и недостаточный уровень знаний и умений.

Факторы, влияющие на интенсивность кризисных проявлений:

  • Тип нервной деятельности. Дети со слабым или неустойчивым типом – меланхолики и холерики чаще других закатывают истерики, капризничают и протестуют против правил в кризисном периоде. Флегматики и сангвиники проще относятся к препятствиям в их жизни и обычно ведут себя чуть более спокойно.
  • Авторитарный стиль воспитания в семье. Если родители постоянно подавляют порывы ребенка к самостоятельности, то он противится этому сильнее, чем в том случае, если этого не происходит.
  • Тревожный тип родительского воспитания и гиперопека. В такой семье самостоятельность малыша также подавляется, только из других побуждений: родители считают его совсем маленьким ребенком, который ничего не может сделать сам. Протесты и истерики в этом случае неизбежны.
  • Напряженные отношения в семье. Если между родителями нередко случаются конфликты, то ребенок бессознательно пытается обратить на себя внимание. Ему это практически не удается, поэтому кризис трех лет проявляется более интенсивно.
  • Состояние здоровья. Дети с психическими и неврологическими особенностями развития переживают возрастной кризис намного более остро, чем их здоровые сверстники.

Как проявляется кризис 3 лет

Как проявляется кризис 3 лет

Внешние признаки кризиса 3 лет обычно замечают родители: ребенок становится капризным, спорит, перестает слушаться, может закатить истерику среди улицы из-за какой-то мелочи. Психологи Л.С. Выготский и А.А. Леонтьев выделили 7 основных симптомов кризиса 3 лету ребенка. У каждого малыша они могут проявляться в разной степени и в разных ситуациях.

Негативизм

Негативизм

Так называется симптом, который заключается в отказе ребенка делать так, как сказал взрослый. При этом отказ выполнить просьбу часто даже не соответствует собственным желаниям ребенка. Например, мама предлагает малышу погулять, а он отказывается лишь потому, что это – инициатива взрослого. Интересная особенность в том, что если родитель решит сказать «ну, ладно, тогда сегодня гулять не пойдем», то ребенок, скорее всего, быстро передумает и решит, что он все же хочет идти на улицу. То есть, снова сделает не так, как сказал взрослый.

Строптивость

Ребенок отказывается продолжать подчиняться привычному режиму дня. Например, если всегда он после пробуждения шел чистить зубы и умываться, а потом завтракать, то в кризисном периоде он может начать отвоевывать свое право сначала подкрепиться, а потом отправиться на гигиенические процедуры.

Упрямство

Малыш, находящийся в кризисе трех лет, принимает свои решения и не собирается их отменять. Например, если он сказал, что не будет прибирать игрушки, то не будет этого делать. Даже если при этом мама, рассердившись, складывает их в мусорное ведро. Ребенок будет плакать, но решения своего не изменит: прибирать не станет.

Своеволие

Ребенок пытается делать все самостоятельно, но при этом не слушает взрослых, которые пытаются ему помочь. Если малыш застегивает пуговицы и позволяет маме показать ему, как это правильно делается, то это просто стремление к самостоятельности. Когда же он отталкивает мамины руки, не дает ей ничего сказать и показать, плачет и кричит «я сам», но делает все неправильно, то это – своеволие.

Протест

Протест ребенка

Чаще всего возникает на фоне частых указов родителей на то, что должен делать ребенок, который находится в кризисе 3 лет. Малыш протестует против того, чтобы за него решали взрослые. Например, ребенок отказывается от чтения книги на ночь совсем, если мама выбрала сказку сама, а не предоставила выбор ему.

Обесценивание

Малыш перестает ценить то, что раньше считал важным и дорогим. Например, ломает любимые игрушки, рвет книги. Возможно обесценивание значимых взрослых, и тогда ребенок может обзывать маму и папу, драться со старшими братьями и сестрами, с которыми ранее был в замечательных отношениях.

Деспотизм

Деспотизм ребенка

Ребенок пытается начать командовать в семье, хочет, чтобы его слушались и подчинялись ему. Например, может приказать родителям включить мультики прямо сейчас, несмотря на то, что они заняты другими делами. Если его не слушаются, то он кричит и плачет, топает ножками и продолжает требовать.

Кризис трех лет проявляется перечисленными симптомами в той или иной мере у каждого ребенка, но не все из них он проявляет настолько ярко, чтоб родители заметили. Иногда кризис трех лет ограничивается только упрямством и негативизмом, а в некоторых случаях – ясно видны все семь симптомов.

Результат кризиса

Кризис 3 лет в психологии – это важный период в становлении личности ребенка. Когда он заканчивается, психика выходит на новый уровень развития. Согласно теории Л.С.Выготского и А.А. Леонтьева, у малыша меняются следующие сферы жизни:

  • Ведущая деятельность – это деятельность, внутри которой появляются и дифференцируются другие формы деятельности, перестраиваются частные психические процессы и возникают личностные новообразования. После кризиса у малыша возникает совершенно новая ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, в которой он начинает познавать мир отношений между людьми.
  • Социальная ситуация развития – это система социальных условий, которые влияют на внутреннее развитие ребенка. После кризиса у ребенка на первый план постепенно выходит общение со сверстниками, взрослый становится примером для подражания в сюжетно-ролевых играх.
  • Возникают личностные новообразования. После кризиса трех лет у ребенка появляются самосознание, гордость за свои достижения, самостоятельность.

Несмотря на то, что кризис 3 лет доставляет родителям немало хлопот, он является обязательной ступенью развития ребенка. Преодолев его, ребенок становится другим: самостоятельным, осознанным, рассудительным, начинает больше понимать и уметь. Без личностных кризисов ребенок не смог бы вовремя отделиться от мамы, осознать себя и понять, на что он способен, чего он хочет и что может, а чему только предстоит научиться.

Как пережить кризис 3 лет у ребенка

Как пережить кризис 3 лет у ребенка

Советы родителям от психолога, как вести себя с ребенком в кризисе трех лет:

  1. Запастись терпением. Не стоит пытаться во время истерики давить на малыша, кричать на него и угрожать наказанием. Эти действия могут дать обратный эффект: чем больше ребенок ощущает препятствий, тем интенсивнее он с ними борется.
  2. Договариваться. Например, зная, что ребенок может закатить истерику в магазине, договориться купить для него что-то одно, при этом сказать, что если он начинает капризничать, то из магазина придется выйти. И обязательно выполнять эти условия. Если все прошло удачно, то нужно похвалить малыша за достойное поведение.
  3. Устанавливать границы. Малыш должен четко знать, что ему можно, а что – нельзя. При этом нельзя отменять запрет из-за того, что ребенок заплакал. Лучше после того, как он успокоится, поговорить с ним о том, что произошло. Также успокоиться малышу помогает самостоятельное проговаривание сложившейся ситуации.
  4. Ограничить употребление слова «нельзя». Чем больше ребенку запрещается, тем больше ему хочется попробовать и проверить. В результате малыш будет протестовать и отстаивать свои права. В период кризиса трех лет разумно запрещать делать только то, что:
  • вредит здоровью самого ребенка;
  • угрожает другим людям или животным;
  • приводит к порче действительно ценного имущества.
  1. Давать ребенку больше самостоятельности. Пусть он сам проверит: холодно ли на улице зимой в сандалиях? На то, чтобы он вышел на улицу и понял, что замерз, потратится в разы меньше времени и нервов, чем на то, чтобы уговорить трехлетку надеть не сандалии, а валенки.
  2. Быть последовательными. Обязательно выполнять свои обещания – как позитивные, так и негативные. Кроха должен знать: если мама сказала, что после садика предстоит прогулка во дворе, то она должна состояться; а если сообщила, что не даст сладкого, если не съест суп, то сладкого он действительно не получит. Нельзя ребенку что-то запретить, а через несколько минут – разрешить, и наоборот.
  3. Называть чувства ребенка. Это приводит к осознанию им своего состояния. Сообщать ему «ты сейчас злишься, потому что…», «ты обиделся, потому что…». К концу кризиса ребенок вместо истерики сам научится говорить «я расстроился, потому что у меня не получилось собрать дорогу для машинки».
  4. Снимать психическое напряжение. Для этого отлично подходит рисование, игры с песком, лепка из пластилина и теста, игры с водой.
  5. После ссоры с ребенком, когда он уже успокоился, обязательно нужно восстановить с ним связь. Обнять, сказать, какой он хороший и любимый, погладить и приласкать. Это важно для поддержания эмоционального контакта с ребенком в будущем.
READ
А полезна ли красная икра при беременности?

Рекомендации от Комаровского

Комаровский

Популярный доктор дает три совета родителям о том, как пережить кризис 3 лет у ребенка.

  • Как можно меньше запретов. Слово «нельзя» нужно произносить только в том случае, если это действительно критично для ребенка или других людей. Иначе оно перестанет восприниматься как сигнал об опасности, ребенок перестанет его выполнять. И это может привести к беде.
  • Единство системы воспитания. Все взрослые члены семьи обязательно должны договориться о правилах, чтобы малыш не имел возможности получив запрет от одного из них, уговорить на разрешение другого. Если сладкое нельзя есть до обеда, то никто не должен этого позволять: ни папа, ни мама, ни бабушка.
  • Постоянство правил. Ребенок должен знать, что правила работают всегда, каждый день. Если сегодня малышу разрешили не прибирать игрушки перед сном, то завтра уговорить его это сделать будет крайне проблематично.

Доктор Комаровский также считает, что кризис 3 лет – это нормальный период в развитии малыша, в который родители должны знать, как с ним справиться и помочь повзрослеть.

Мой опыт работы с ребенком трех лет в момент кризиса

Один из малышей в детском саду проявлял все «семизвездие кризиса». Его зовут Богдан, в садик начал ходить с двухлетнего возраста. В середине года мама ребенка начала рассказывать воспитателям о серьезных изменениях малыша в поведении. В садик идти не хочет, хотя всегда шел с радостью, завтракать отказывается, любимый ответ на все вопросы «нет».

Через некоторое время он начал проявлять свое состояние и в детском саду: мог сломать свою машинку, ссорился со сверстниками, отказывался от дневного сна. При этом любое действие хотел выполнять сам, вне зависимости от того, получается ли у него. Помощь взрослых не принимал.

Такое состояние продолжалось около полугода. С воспитателями и мамой была проведена консультация о кризисе 3 лет, даны рекомендации по взаимодействию с ребенком: дать больше самостоятельности, не ругать, поддерживать, разговаривать и объяснять все, что с ним происходит. По истечении примерно полугода, истерики стали менее частыми и интенсивными, появилась рассудительность, Богдан многому научился. В скором времени его психическое состояние стабилизировалось, он стал более спокойным и уравновешенным.

Заключение

Как вести себя родителям в этот период? Не стоит считать кризис трех лет у ребенка негативным событием. Будет лучше, если относиться к нему, как к данности — так будет легче оставаться в равновесии, держать контакт с крохой и помогать ему становится взрослее. Это период очень бурного развития, после которого сильно меняется сознание ребенка, его психические процессы и отношения с миром. Чем более понимающими и поддерживающими будут родители, чем мягче и одновременно увереннее они будут выстраивать границы для малыша, тем оптимистичнее будут результаты кризиса трех лет.

«Я сам!» или 7 главных признаков кризиса 3 лет и способы их преодоления

Многие родители слышали о таком понятии, как «кризис 3 лет». Однако всё равно случающиеся у трёхлеток истеричность, негативное отношение к просьбам и пожеланиям со стороны взрослых застают последних врасплох.

READ
Симптомы и лечение узловатой эритемы

«Я сам!»: признаки кризиса 3 лет

Прежде вполне послушный малыш внезапно начинает устраивать «сцены», топать ножками в попытках добиться желаемого. Иногда интенсивность кризисного периода столь высока, что родители тянутся за валерьянкой, чтобы успокоить расшатанные нервы.

Между тем, психологи убеждены, что кризис трех лет – обязательный этап в жизни каждого ребёнка, когда тот отделяется от взрослого и осознаёт себя в качестве самостоятельной единицы. Поэтому пугаться и, тем более, препятствовать взрослению не стоит, а вот помочь малышу пережить этот период с максимальной пользой следует обязательно.

Что такое кризис трёхлетнего возраста?

Что такое кризис трехлетнего возраста

Мудрая природа не терпит статичных и неизменных явлений, вот почему буквально всё, что нас окружает, находится в беспрестанном развитии и движении.

Это правило вполне можно отнести и к детской психике, которая меняется, усложняется со временем.

Периодически в процессе психического развития наступают кризисные этапы, которые характеризуются стремительным накоплением знаний, умений и переходом на более высокий уровень.

Но прежде всего кризис трёх лет – это ломка и перестройка социальных отношений. Вопрос, почему он наступает и для чего нужен, вполне закономерен. Попробуем ответить несколько иносказательно.

Малыш в семье любящих родителей растёт, словно птенчик в скорлупе. Окружающий мир понятен, в «скорлупке» очень комфортно и спокойно. Однако подобная защита не вечна, и наступает определённый период, когда она даёт трещину.

Скорлупа разбивается, а ребенок осознаёт любопытную мысль: он может выполнять некоторые действия сам и способен обойтись даже без помощи любимой матери. То есть малыш начинает воспринимать себя в качестве автономной личности, у которой есть желания и некоторые возможности.

Американский учёный Эрик Эриксон утверждал, что кризис трёх лет способствует формированию у ребёнка волевых качеств и независимости.

Но, невзирая на стремление стать более самостоятельным, малыши ещё недостаточно компетентны, поэтому во многих ситуациях без помощи взрослых попросту не обойтись. Таким образом, возникает противоречие между «я хочу» («я сам») и «я могу».

Интересно, что основной негатив направлен на наиболее близких людей и, в первую очередь, на маму. С остальными взрослыми и ровесниками кроха может вести себя абсолютно ровно. Следовательно, именно на родных ложится ответственность по оптимальному выходу малыша из кризиса.

Возрастные рамки кризисного периода

Этот этап становления личности лишь условно именуется «кризисом трёх лет». Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18 — 20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет.

Возрастные рамки кризисного периода

Длительность данного явления также является условной и обычно составляет всего несколько месяцев. Однако в случае неблагоприятного развития событий кризис может затянуться на пару лет.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

  • детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);
  • стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);
  • особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

На интенсивность эмоциональных реакций могут повлиять и косвенные условия. Например, ребёнку будет сложнее переживать кризис, если пик явления придётся на адаптацию к детскому саду или появление в семье младшего братика или сестрёнки.

7 главных признаков явления

Психология характеризует кризис 3 лет как семизвездие симптомов. Эти отличительные качества помогают точно определить, что ребёнок вступил в пору независимости от взрослых, а его эмоциональность не является следствием избалованности либо обычной вредности.

Негативизм

Это проявление нужно отличать от элементарного детского непослушания, которое случается в любом возрасте. Поведение непослушного ребёнка обусловлено его желаниями, которые не совпадают с родительскими требованиями.

Негативизм

В случае негативизма малыши отказываются от собственных желаний, даже если они совпадают с требованиями или предложениями мамы или папы. То есть дети не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от близкого взрослого.

Рассмотрим отличия на конкретных примерах:

  • образец непослушания. Малыш заигрался на улице. Мама зовёт его кушать, но поскольку он ещё не нагулялся, то отказывается заходить в дом. То есть в основе его поведения лежит желание погулять, противоречащее маминому требованию вернуться домой;
  • образец негативизма. Малыша, играющего на улице, зовут на обед, однако он категорически против, хотя уже устал гулять и проголодался. То есть отказ обусловлен не недостатком игрового времени, а стремлением противостоять маме, хотя их желания в данном случае совпадают.

Таким образом, негативные реакции всегда адресные и направлены не на содержание просьбы (требования, пожелания), а на конкретного человека. Обычно «объектом» выступает именно мама.

Нет нужды давить на ребёнка или заставлять его выполнять нужное действие. Пусть он немного «остынет», а уже затем обращайтесь к нему с просьбой. Как вариант, «переговорщиком» может выступить другой член семьи – например, папа.

Строптивость

Строптивое поведение несколько напоминает негативизм, однако отличается обезличенностью, то есть оно направлено не на определённого члена семьи, а на привычный жизненный уклад.

Можно сказать, что таким способом ребёнок протестует против всех предметов и порядков, которые его окружают.

Строптивость

Психология маленьких детей такова, что с большей степенью вероятности строптивость будет проявляться в тех семьях, где существуют разночтения по поводу воспитания и дисциплинарных мер между матерью и отцом, родителями и старшим поколением.

Строптивый ребёнок вообще не желает выполнять просьбы и разумные требования всех взрослых домочадцев, как будто он и не слышит обращённой к нему речи. Например, малыш продолжает играть в кубики, несмотря на просьбу мамы и папы сложить игрушки в корзину.

Если ребёнок не собирается выполнять вашу просьбу прямо сейчас, постарайтесь переключить его внимание на другое занятие. Спустя некоторое время он, например, самостоятельно уберёт игрушки или вымоет руки, а вам не придётся «стоять над душой».

Упрямство

Упрямое поведение не следует путать с настойчивостью. В первом случае ребёнок стоит на своём только потому, что прежде уже потребовал этого. Настойчивость же – проявление воли, позволяющее детям достигать желанной цели.

Рассмотрим разницу между этими качествами на конкретных примерах:

  • образец настойчивости. Малыш категорически отказывается идти за стол, пока не достроит башенку из кубиков, которая почему-то всё время рушится;
  • образец упрямства. Вы зовёте малыша завтракать, однако он отвечает отказом, потому что перед этим сказал, что не голоден (хотя на самом деле на данный момент проголодался).
READ
Тошнота и отрыжка: причины, диагностика, лечение

Нет нужды переубеждать ребёнка или опять же настаивать на своём. Оптимальное решение – оставить завтрак на столе и предложить малышу принять пищу, когда он проголодается.

Деспотизм

Ребёнок стремится всеми способами заставить родителей сделать то, что ему нужно, пусть даже это будет сиюминутное желание. То есть детский деспотизм можно назвать своеобразным стремлением к власти над матерью или отцом.

К примеру, малыш может хотеть, чтобы мать не отлучалась от него ни на минутку. Если же в семье несколько детей, то ребёнок начинает демонстрировать ревность по отношению к брату или сестрёнке – забирает игрушки, не желает вместе выходить на улицу, исподтишка щипается и т.д.

Подобное поведение – пример манипулирования. Поэтому старайтесь не идти на поводу маленького деспота, одновременно показывая, что ваше внимание вполне можно привлечь мирными способами, без конфликтов и истеричности.

Обесценивание

В 3 годика дети нередко перестают ценить всё, что прежде представлялось им очень важным.

Обесценивание

Причём относится это как к близким людям, так и к неодушевлённым предметам и правилам поведения.

Прежде, казалось бы, воспитанный ребёнок начинает бросать любимые машинки, отрывать куклам руки, вырывать страницы из книжек, больно дёргать кота за хвост.

В этом возрасте малыши нередко грубят тем близким людям, которые раньше пользовались авторитетом. К примеру, кроха может сказать бабушку, что стукнет её, а маму может назвать дурочкой.

К тому же у трёхлеток активно развивается словарь, поэтому в их лексиконе начинают появляться грубые и даже бранные словечки. Ими дети активно пользуются, чтобы получить яркую негативную реакцию от родителей.

Важно переключать внимание ребёнка другими игрушками – вместо куклы предлагайте машинку. Регулярно смотрите с малышом мультики и читайте книжки по теме правил поведения с людьми, также можно проигрывать ситуацию в сюжетных играх.

Своеволие

Дети 3-летнего возраста стремятся к максимальной самостоятельности, неудивительно, что этот период ещё называется кризис идентичности «Я сам». Малыш пытается обойтись своими силами, вне зависимости от ситуации и собственных ограниченных возможностей.

Безусловно, это хорошо, если ребёнок, к примеру, сам старается шнуровать ботинки или надевать курточку. Но совсем другое дело, когда он отталкивает мамину руку при переходе через автомобильную дорогу или пытается включить электронные приборы без разрешения родителей.

Самостоятельное поведение ребёнка – ключ к приобретению драгоценного опыта. Даже если у детей что-то не получится с первого раза, появится возможность научиться на своих ошибках. Однако введите запреты на те действия, которые могут навредить ребёнку или другим людям.

Бунт (протест)

Протестное поведение – это реакция ребёнка на давление со стороны значимых взрослых, которые требуют завтракать в одно и то же время, не кричать на улице, не ломать игрушки и т.д.

Бунт (протест)

Результатом родительского диктата становится бунт в виде отказа от привычных действий (малыш не хочет есть сам), истерики, вспышек гнева и прочих негативных проявлений.

Постоянные истерики не так просты, как может показаться на первый взгляд. Подобные реакции являются своего рода стрессом, которые приводят к сбоям в работе защитной системы организма. Если же накопившееся напряжение не выходит наружу, возникает аутоагрессия.

Во время протестных «акций» старайтесь не терять самообладание, слушайте мнение ребёнка. Если он бунтует против мер безопасности (хочет играть с мячом на дороге), не идите на поводу и не меняйте решения.

Кризис трёх лет: правила для родителей

Прежде всего, маме и папе необходимо понять, что подобные особенности поведения ребёнка – не дурная наследственность или врождённая вредность. Маленький человечек подрастает и стремится к большей независимости, значит, нужно выстраивать с ним совершенно другой формат отношений.

Правильное понимание значения кризиса трёх лет важно ещё и потому, что в этом возрасте малыш принимает своё «Я», у него формируется первоначальная самооценка, то есть зарождается детская личность.

Чтобы максимально сгладить выраженность негативных проявлений кризисного периода, взрослым следует прислушаться к нескольким рекомендациям специалистов:

Кризис трех лет: правила для родителей

  1. Дайте ребёнку большую самостоятельность. Например, привлекайте его к выполнению домашних обязанностей. В три года мальчику и девочке можно доверить мытьё посуды (пластиковой), уборку, раскладывание салфеток и пр. Исключение касается только потенциально опасных занятий – работы с электрическими приборами.
  2. Сохраняйте спокойствие. Чрезмерно эмоциональное реагирование родителей на поведение ребёнка лишь упрочит его позиции и участит истерики. Если же мама спокойно и без эмоций смотрит на крики и слёзы, малыш понимает, что его манипулирование не приводит к нужному результату. В результате поведение стабилизируется.
  3. Снизьте количество запретов. Нет нужды окружать своё чадо многочисленными ограничениями, которые только злят его. Озвучьте по-настоящему важные правила, касающиеся безопасности и социальных норм, которые нарушать категорически запрещено. А в мелочах можно и нужно уступать.
  4. Позвольте ребёнку выбирать. Чтобы избежать конфликта, можно немного схитрить, предложив малышу выбрать из нескольких вариантов. К примеру, спросите у дочки, в каком платьишке она пойдёт в садик: зелёном или голубом.

Малыш в три года не всегда идёт наперекор родителям, особенно если его не заставляют, а просят. Мудрые родители не тащат сопротивляющегося ребёнка через дорогу, а просят его взять себя за ручку и перевести на другую сторону проезжей части.

Борьба с истериками

Третий год жизни ребёнка – время для появления либо усиления истерических реакций. Наращивает их интенсивность кризис трёх лет, поэтому советы родителям по борьбе и предупреждению истерик придутся как нельзя кстати.

  1. Чтобы предупредить эмоциональную вспышку, необходимо заранее договариваться с ребёнком. Например, до посещения магазина игрушек договоритесь, что именно будете приобретать. Конечно, это не поможет в 100% случаях, однако вероятность истерики существенно снизится.
  2. В разгар аффекта не следует что-либо объяснять ребёнку. Подождите, когда он придёт в себя, а уже затем обсудите, почему его поведение (но не он) кажется вам плохим и недостойным. Обязательно рассказывайте малышу о своих чувствах, пусть даже негативных.
  3. В случае публичной истерики необходимо лишить ребёнка «зрителей». Для этого нужно или отвести его в менее людное место, или попытаться отвлечь внимание пролетающей птичкой или пробегающей собачкой.

Ну а поскольку ведущий вид деятельности для трёхлеток игра, все ситуации, приводящий к истерикам, следует проигрывать. «Делайте покупки» вместе с куклами, «кормите» игрушек, разыграйте поход в поликлинику и т.д.

READ
Смекта при беременности на ранних сроках

Истерики у ребёнка 3 лет возникают достаточно часто. Рекомендации психолога позволят разобраться, каковы основные причины столь эмоционального поведения, как предупреждать истерики и каким образом можно снизить силу этих реакций.

Всегда ли возникают подобные проблемы?

Психологами доказано, что кризис трёх лет – это обязательная и закономерная веха детского взросления. Однако наличие описанных выше негативных признаков, точнее, их чрезмерная выраженность – это необязательное условие развития ребёнка.

Всегда ли возникают подобные проблемы

Иногда кризисный период протекает вполне гладко, без явной симптоматики и характеризуется лишь возникновением определённых личностных новообразований, среди которых:

  • осознание ребёнком своего «Я»;
  • разговор о себе в первом лице;
  • возникновение самооценки;
  • появление волевых качеств и настойчивости.

Как уже было отмечено, кризис будет протекать существенно мягче, если родители будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности малыша при выборе оптимальных воспитательных мер.

В целом же трёхлеткам свойственны некоторые общие поведенческие черты, о которых стоит упомянуть подробнее, чтобы учитывать их при общении с малышом:

  1. Дети пытаются добиться конечного результата своих действий. Для трёхлетнего ребёнка важно довести дело до конца, будь то рисование или мытьё посуды, поэтому неудачи часто его не останавливают, а только стимулируют.
  2. Полученный результат малыш любит демонстрировать взрослым. Вот почему родителям необходимо давать положительные оценки итогам детской деятельности, ведь негативное или безразличное отношение может привести к негативному самовосприятию у детей.
  3. Появляющаяся самооценка делает ребёнка обидчивым, зависящим от чужого мнения и даже хвастливым. Поэтому невнимательность родителей к детским переживаниям может стать источником негативного самоопределения.

Таким образом, появление собственного «Я», умение добиваться своего и зависимость от оценок близких людей становятся главными результатами кризиса трёхлетнего возраста и ознаменовывают переход ребёнка на следующий этап детства – дошкольный.

Кризис 3-летнего возраста – не повод паниковать и считать своего ребёнка плохим и неуправляемым. Через этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь уважать его как личность.

Кризис трех лет: что это вообще такое и как его пережить? Большой ликбез для родителей

Кажется, про страшный и ужасный кризис трех лет известно всем — от родителей новорожденных младенцев до тех, у кого детей и вовсе никогда не было. Говорят, в это время дети становятся скандальными, капризными и неуправляемыми, чем, конечно же, знатно досаждают родителям, которые только успели немного выдохнуть после бессонных младенческих ночей.

Действительно ли кризис трех лет так страшен, как его малюют? И зачем он нужен вообще? И как понять, что он наступил? А делать-то что в итоге? И когда это закончится? В общем, давайте разбираться.

Что такое кризис трех лет?

В возрасте около трех лет дети проходят через очередной возрастной кризис развития, который получил название «кризис трех лет». Принято считать, этот кризис означает переход от раннего возраста к дошкольному. В этот период поведение ребенка сильно меняется, он становится менее послушным и договороспособным, что, как правило, как раз и не нравится родителям.

Стоит отметить, что, несмотря на свою популярность, кризис трех лет является далеко не единственным возрастным кризисом, через который проходит ребенок. На первом году жизни, например, такие кризисы у ребенка происходят практически каждый месяц.

Интересное по теме

Капризничает? Значит, развивается! 10 скачков развития, которые делают вашего младенца невыносимым

Так что не стоит думать, что до трехлетнего возраста ваш ребенок будет совершенно беспроблемным — недаром в английском языке есть понятия terrible twos («ужасные два» — в смысле, года) и terrible threes («ужасные три»), что деликатно намекает на то, что ужасно может быть на протяжении нескольких лет.

Принято считать, что впервые концепция кризиса трех лет была сформулирована в 1926 году, в научных работах австрийского педагога и психолога Эльзы Келер, а затем ее идею подхватили и другие психологи.

Как понять, что у ребенка кризис трех лет?

Если вы поищете описания кризиса трех лет в интернете, то найдете о нем совершенно противоречивые отзывы: одни родители пишут, что в этот период их «ангельского» ребенка как будто бы подменили, а другие, наоборот, отмечают, что даже не заметили никакого кризиса, потому что привыкли к тому, что ребенок обычно ведет себя не так, как им хочется. Так или иначе, у этого периода есть свои отличительные черты.

Советский психолог Лев Выготский выделял семь основных «симптомов» этого кризиса — или, как он сам их называл, «семизвездие». Вот они (родители трехлеток, приготовьтесь, сейчас будет очень знакомо):

Негативизм

Да, это то самое категоричное «Неть!», которое вы слышите в ответ на любой вопрос или просьбу. Выготский призывает родителей не путать непослушание с негативизмом. Если ребенок отказывается идти спать, потому что увлечен игрой — это нормально, он просто не хочет менять деятельность, потому что ему намного интереснее играть.

А вот когда ребенок отвечает отказом на любые предложения родителя, — даже если они являются полностью противоположными — то это уже негативизм. Ребенку не так важно, что именно вы там ему предлагаете, ему намного важнее вам в этом отказать.

Упрямство

Этот симптом, по словам психолога, не надо путать с настойчивостью. Когда ребенок чего-то сильно хочет и всеми силами этого добивается — это настойчивость, которая проявляется вне зависимости от кризисов развития.

Упрямство же, как и негативизм, не связано с искренним желанием ребенка — он настаивает на чем-то просто потому, что он решил на этом настаивать, без какого-либо логичного обоснования.

Строптивость

Это, наверное, даже расшифровывать не надо — это как раз тот симптом, который родители замечают в первую очередь. Из покладистого и сговорчивого малыша их ребенок в одночасье превращается в вечно недовольного и своенравного бунтаря, который намерен спорить с чем угодно — даже с физическими явлениями и законами природы.

Своеволие

Кризис трех лет — это тот период, когда ребенок начинает произносить настойчивое «Я сам!» с незавидной регулярностью. Он хочет быть самостоятельным во всем — от надевания ботинок до перехода через оживленную дорогу.

READ
Сосновые иголки в народной медицине
Протест-бунт

Это один из трех второстепенных, по словам Выготского, симптомов возрастного кризиса. Он выражается в постоянных конфликтах. Своенравность и негативизм ребенка приводят к постоянным стычкам и ссорам с родителями, которые, кажется, ребенок устраивает специально.

Обесценивание

Намеренный и демонстративный отказ от всего, что раньше привлекало ребенка. Он может перестать играть в игрушки, которые раньше ему нравились, рвать любимые книги, ругаться на родителей.

Деспотизм

Ну и наконец последний признак того, что кризис трех лет идет полным ходом — это превращение ребенка в настоящего диктатора, который требует от всех полного подчинения и послушания, а любую ересь карает скандалами и громкими криками.

Как все это выглядит на практике?

В большинстве своем «ужасные трехлетки» ведут себя примерно одинаково: они постоянно спорят, больше кричат, чем разговаривают, бурно реагируют на любые мелочи, ругаются, иногда даже дерутся, рыдают, когда что-то идет не так, с боем одеваются и раздеваются, капризничают за обеденным столом и требуют совершенно фантастических вещей — например, запечатать обратно очищенный банан или заставить солнце выглянуть из-за тучи.

Интересное по теме

«Почини колбасу, склей кусочки обратно!» Родители обсуждают кризис трех лет

Для чего нужен кризис трех лет?

Несмотря на то, что все родители наверняка хоть раз задумывались о том, что кризис трех лет достался им за их грехи, в этом беспокойном этапе развития есть свой смысл — причем довольно серьезный. Кризис трех лет нередко сравнивают с подростковым возрастом — они и правда немного похожи, причем не только тем, как ведет себя ребенок, но и предназначением этих кризисных периодов.

Ребенок, до этого полностью зависимый от заботы своих родителей, впервые начинает осознавать себя отдельной личностью — и начинает вести себя соответственно — отсюда бесконечные «Я сам!» и «Нет!». Он проверяет и пересматривает собственные отношения — с окружающим миром, с родителями и с самим собой.

В этот период дети испытывают сильные эмоции, постепенно учатся их распознавать — но еще не всегда способны их контролировать, что как раз и приводит к взрывным истерикам и вспышкам гнева. У детей в этом возрасте еще практически не развита эмпатия, а вот эмоции хлещут через край — именно поэтому они могут драться, обзываться и скандалить без зазрения совести.

Во время кризиса трех лет ребенок учится самостоятельности и независимости — он пытается принимать собственные решения, прощупывать границы дозволенного (да, иногда это может повторяться десятки раз), отстаивать свою точку зрения и учится осознавать свое место в обществе и в мире.

Возможно, это первый раз, когда маленький ребенок так выраженно отстаивает свои права, но уж точно не последний.

Параллельно с новыми социальными навыками у ребенка развивается множество моторных навыков — в возрасте трех лет он становится более ловким и аккуратным, у него лучше получается бегать, прыгать, залезать — а также совершать действия, требующие мелких моторных навыков: например, застегивать липучки и молнии. Для того, чтобы практиковаться в своих новых «умелках», ребенку так же требуется больше свободы и независимости, за которые он готов яростно бороться.

Важно понимать, что за всеми негативными эффектами кризиса трех лет стоят важные процессы всестороннего развития ребенка, и то, как пройдет этот кризис, значительно повлияет на его дальнейшую жизнь.

Как вести себя с ребенком в кризисе трех лет?

Родители не в состоянии отменить или остановить возрастной кризис ребенка — в конце концов, он необходим ему, чтобы расти, развиваться и становиться все более и более самостоятельным. Зато они могут помочь себе и ребенку, сделав так, чтобы этот кризис прошел с наименьшими потерями. Вот, что рекомендуют психологи.

Устанавливайте границы — с эмпатией и любовью

Кризис трех лет — это настоящая проверка на прочность для родителей. Если вы когда-нибудь что-то слышали о «прощупывании границ», то это именно то, что вас ждет: ребенок будет как будто нарочно делать то, чего делать нельзя, при этом внимательно наблюдая за вашей реакцией. Многие родители воспринимают это как избалованность и плохое поведение, которое нужно немедленно пресекать при помощи ругани или даже шлепков, но делать этого не стоит.

Психолог Людмила Петрановская отмечает, что в этот период родителя важно оставаться сильным и надежны взрослым для ребенка — не поддаваться на все его капризы, но и не психовать из-за малейшего несогласия. «Запрет — это проявление заботы, поэтому лучше говорить заботливо и спокойно», — объясняет она.

Вводя определенные ограничения и запреты (например, сколько мультиков можно посмотреть, и можно ли таскать кота за хвост), родителям следует проявлять твердость, спокойствие и эмпатию: «Да, я понимаю, что ты очень расстроен из-за того, что мультики закончились, но на сегодня все. Пойдем лучше порисуем!».

Запрет должен быть не наказанием, не проявлением родительской безграничной власти, а естественной границей мира ребенка, которая необходима для его безопасности и здоровья — даже если он с этим не согласен.

Благодаря наличию четких и стабильных границ, выстроенных с эмпатией и любовью, ребенок поймет, что рядом с ним — уверенные в себе люди, которые не обидят и не дадут в обиду, но при этом делают мир вокруг него более предсказуемым и безопасным.

Предоставляйте выбор

Во время кризиса трех лет ребенку хочется почувствовать контроль над ситуацией. Еще вчера он был малышом, которого можно было взять в охапку и унести туда, куда надо родителю, но сегодня он уже требует свободы действий и права выбора. Чтобы снизить градус протеста, предоставьте ребенку выбор — там, где это безопасно.

Пусть сам выберет, из какой тарелки ему есть, футболку с каким рисунком носить, на какую площадку идти гулять. Для родителя это не меняет ничего, а ребенок наконец получает возможность попробовать себя в роли ответственного человека, которому доверили принятие решений.

Дайте ребенку побыть самостоятельным

Да, родителям может быть непривычно и неприятно слышать от ребенка настойчивые «Я сам!», однако здесь важно не игнорировать их, а дать упрямому тоддлеру возможность сделать что-то самостоятельно. Да, «сам» он будет одеваться на прогулку в пять раз дольше, чем это сделали бы вы, но если вы никуда не опаздываете — сделайте глубокий вдох и разрешите малышу попробовать справиться с задачей самостоятельно.

READ
Как поднять иммунитет при кандидозе

В конце концов, это единственный способ отработать новые навыки, узнать больше о своих возможностях и обрести уверенность в себе. Из таких маленьких шажков — как, например, возможность самостоятельно вызвать лифт или налить себе сок — и складывается самооценка ребенка.

Хвалите за старания, а не за результат

Этот пункт связан с предыдущим. В околотрехлетнем возрасте ребенок будет хотеть попробовать много нового. И очень мало что будет получаться у него с первого раза. Это раздражает — особенно, если родителей самих в детстве ругали за любые промахи, но здесь стоит сохранять спокойствие и обращать внимание на положительные стороны.

На то, что ребенок попробовал что-то сделать сам, на то, какие усилия он к этому приложил, и на то, какие эмоции он испытал в процессе. Сконцентрируйтесь на этом и не забудьте спокойно обсудить, что пошло не так, и что в следующий раз можно сделать по-другому. Так ребенок научится не бояться ошибок и использовать их как вдохновение для новых экспериментов.

Предугадывайте проблемное поведение

Внимательный родитель может заметить у своего ребенка определенные поведенческие паттерны. Например, поход в магазин всегда заканчивается истерикой — ребенку жарко в уличной одежде, скучно из-за того, что ничего нельзя трогать, потом он начинает требовать конфету, получает отказ и валяется на полу в истерике.

Как только вы заметили закономерность в поведении ребенка, вы можете корректировать его заранее вместо того, чтобы ходить по одним и тем же граблям.

Раздевайте ребенка при входе в магазин, вручайте ему игрушку или давайте важное задание (о таких как раз писали здесь), берите с собой перекус, который отвлечет ребенка от требований очередного «чупа-чупса».

Иногда скандалы и истерики намного проще предотвратить, чем справляться с последствиями. Все дети ведут себя хуже, когда они не выспались, хотят есть, пить, в туалет, когда им слишком жарко или некомфортно. Учитывайте эти факторы и не забывайте вовремя предложить ребенку питательный перекус или снять с него шапку — иногда этого достаточно, чтобы сэкономить вам полчаса времени и кучу нервов.

Предложите готовые решения

Как мы писали выше, в возрасте трех лет дети испытывают очень сильные эмоции, при этом они не понимают, как их проявлять и контролировать. Чтобы помочь малышу справиться с большими чувствами, родители могут помочь ему дать им названия: «Я вижу, ты очень-очень расстроен из-за того, что нам надо идти домой», «Я заметила, как ты обрадовалась и восхитилась, когда тебе подарили эту куклу». Это один из первых кирпичиков эмоционального интеллекта.

Еще один способ — научить ребенка выражать сильные эмоции — например, предложить ему в гневе побить подушку вместо маминой ноги или покричать в специальный «шкаф для криков» вместо папиного уха. Не ждите, что это сработает сразу же, однако после нескольких (десятков?) повторений ребенок научится выражать свои эмоции менее разрушительно для окружающих.

Больше обнимайтесь

Ваш ребенок внезапно превратился в крошечного подростка, который хлопает дверями и спорит с вами по любому поводу — но он все равно остается вашим маленьким ребенком. Об это важно помнить в пылу битвы за макароны или за право не носить свитер, и об этом важно помнить в конце тяжелого дня, когда сил уже нет ни на что.

Трехлетние дети — это совсем еще малыши, и этот кризис дается им непросто. Они, как и прежде, нуждаются в вашей заботе, ласке, внимании, объятиях и прикосновениях.

Мы понимаем, как сложно это может быть, но все же — не забывайте обнимать, целовать и тискать своего ребенка — это пойдет только на пользу вам обоим. Не забывайте проводить с ним время весело — играть, дурачиться, беситься — это принесет эмоциональную разрядку и поможет вам стать ближе друг к другу.

Как пережить кризис трех лет?

Кризис трех лет может длиться очень по-разному — это зависит от личных особенностей ребенка и от того, как родители с ним справляются (подсказка: если давить, наказывать и «ломать» своевольного ребенка, он будет длиться дольше). У кого-то острый период проходит за пару месяцев, а у кого-то — за пару лет. Вот несколько мыслей, которые помогут вам преодолеть этот непростой период.

Помните о том, что поведение вашего ребенка в кризисе ничего не говорит о ваших педагогических способностях и родительских талантах.

Трехлетки кричат, скандалят и требуют невозможного — и проблема здесь не в том, что вы их избаловали, распустили или неправильно воспитываете, а в бурном скачке развития. Не слушайте тех, кто говорит, что «вы такими не были» или «мой ребенок себе такого не позволяет» — все дети разные, и кризис у всех проходит по-разному.

Помните о том, что это пройдет. Обязательно.

Ваш ребенок перерастет все эти бесконечные истерики и скандалы и станет более самостоятельным, решительным и классным — и тогда вы поймете, что все ваши усилия и объяснения стоили того.

Помните о том, что ваш ребенок любит вас и нуждается в вас.

Даже если ведет он себя совершенно иначе. Он еще слишком мал, чтобы объяснить, какой шквал эмоций бушует у него внутри, и как сильно он нуждается в вашей поддержке, так что просто поверьте на слово — этот шторм важно пережить в одной лодке.

И напоследок совет: по возможности делайте перерывы

Родительство — марафон, а не спринт, а кризис трех лет в нем — огромное зловонное болото с плотоядными комарами. В нем тяжело находиться долго. Обращайтесь за помощью, сдавайте ребенка на пару часов бабушке или бебиситтеру, да хотя бы просто прячьтесь на пять минут в ванной, чтобы выдохнуть и успокоиться — невозможно продержаться весь кризис без единого перерыва. Помните об этом и берегите себя.

Ещё почитать по теме

Родители тоддлера повесили объявление, в котором сообщили соседям о кризисе трех лет и желании выпить водки

Ссылка на основную публикацию