Кризис первого у ребенка

Кризис первого года жизни. Помощь маме

О детских кризисах и про послеродовую депрессию слышали все. Но о состоянии мамы к концу первого года жизни ребенка говорят редко. А оно требует внимания. Разберем в статье возможные причины депрессивного состояния мамы.

Пришло время подумать, как праздновать первый день рождения твоего ребенка, а никакого праздника почему-то не хочется. Ты чувствуешь, что очень устала, измотана, да и малыш стал вести себя гораздо хуже. Иногда ты смотришь на него и в голову приходят мысли: “Я плохая мать. Материнство – это не для меня”. Хочется закрыться в шкафу и не выходить оттуда.

Если эта история про тебя, давай разберемся.

Почему ты можешь чувствовать себя плохо?

1. Кризис первого года у ребенка

Малыш очень изменился за этот год: из беспомощного комочка он стал розовощеким ребенком, любопытным, подвижным, но по-прежнему требующим максимум внимания.
Он осознает, что может сам производить какие-то действия, которые принесут результат, и начинает этим умением вовсю пользоваться. Кроме того, он активно познает мир.

Психолог Даниил Эльконин 1 , считал, что кризис первого года разделяет два этапа эпохи раннего детства – младенчество и ранний детский возраст.

Лев Выготский 2 этот возрастной кризис объяснял возникновением новых навыков: ходьбы и автономной речи.
Это кардинально меняет привычную картину мира ребенка, когда все потребности ребенка в большинстве случаев сразу же удовлетворялись.

В годовалом возрасте ребенок начинает активнее изучать окружающий мир, его интересуют окружающие предметы, в его сознании теперь всплывают образы из памяти, все вызывает у него побуждение к действию.

По мнению психолога Екатерины Мурашовой 3 , в год у ребенка запускается биологическая программа, целью которой является определение границ дозволенного. Именно этот процесс приводит к появлению в поведении ребенка агрессии, нытья, манипуляторного плача.

Конечно, кризис роста может сказаться на поведении ребенка: он становится более капризным, требовательным. Это не может не отнимать мамин ресурс.

2. Усталость

Вот уже год ты находишься в напряжении. Помнишь это чувство, когда выходишь из дома без ребенка и продолжаешь инстинктивно искать его глазами? Ты не можешь расслабиться ни на минутку. Какими бы включенными не были современные папы, основная ответственность все-таки лежит на мамах. Бессонные ночи, переживания, гиперответственность – все это не добавляет сил и энергии.

3. Конфликты с окружающими

С появлением ребенка происходит рождение новых социальных ролей: окружающие тебя люди становятся папами, бабушками, крестными и просто желающими дать тебе совет.

Наверняка ты уже узнала о том, что молоко у тебя жидкое/невкусное/уже бесполезное, ребенку холодно без шапочки/жарко в этой куртке, ты с ним не занимаешься/замучила своими развивашками.
Постоянное отстаивание своих границ, особенно перед ближайшими – мамой и свекровью – закладывает в голову вредные мысли о несостоятельности твоего материнства.

Могут охладиться отношения с мужем. Заботы о малыше не оставляют места для приятных бесед по вечерам. Иногда мысли о ребенке вытесняют из головы матери все остальные. Не все супруги относятся к этому с пониманием, и тогда случаются ссоры, которые тоже не добавляют приятных эмоций.

4. Болезни малыша

К 12 месяцам мама уже успевает познакомиться с повышением температуры, возможно, аллергией и даже раз проглядеть, как малыш падает с кровати или дивана. Болезнь ребенка, особенно, если он первый, добавляет мамам тревоги и всегда бьет по самооценке.

5. Чувство “отсталости от жизни”

Твой круг общения и интересов значительно изменился и сузился. Практически все время ты посвящаешь заботам о малыше, и так давно не была на вечеринках и взрослых тусовках. Ты помнишь сотню детских песенок, но совсем перестала интересоваться тем, что происходит в мире. Тебе кажется, что все вокруг такие современные, а ты часами укачиваешь и варишь кашу. От этого, конечно, не становится веселее.

6. Обманутые надежды

Один год! Ты ждала этой мифической даты, после которой “станет легче”. Но легче почему-то не становится. Малыш не начал спать всю ночь, не стал сам есть ложкой и не заговорил. Наоборот, он стал гораздо подвижнее, научился подставлять табуреточку и открывать шкатулку с косметикой. Отсюда порой возникает чувство обманутых надежд.

У молодых мам могут возникнуть такие чувства как:

  • апатия или раздражительность;
  • плаксивость;
  • чувство “нелюбви” к ребенку;
  • ощущение себя плохой мамой;
  • снижение сексуального влечения.

Как помочь себе в таком состоянии?

1. Больше отдыхать

Не стесняйся просить о помощи, привлеки к уходу за ребенком родственников или найми няню. Небольшие траты на помощницу по дому хотя бы раз в неделю существенно облегчат твое состояние.

READ
Быструмгель - инструкция по применению, цена, аналоги

Правильно расставь приоритеты: на первом месте – отдых, а уже потом уборка.

Почаще меняй обстановку – встречайся с друзьями, ходи по магазинам.

Конечно, малыш еще требует большого внимания, но после 5-6 месяцев он уже способен обходиться без грудного молока в течение некоторого времени, так что его вполне реально оставить с кем-то из помощников.

2. Отбрось перфекционизм

Очень хочется быть похожей на мам из Инстаграма: чтобы дом сиял чистотой, ребенок спокойно позировал для фото, а муж светился от счастья.
Не нужно разрываться на части. Быть мамой малыша – это очень большая нагрузка.
Обозначьте себе тот минимум, который позволит думать о себе как о достаточно хорошей маме, заботливой жене и неплохой хозяйке. У тебя на ужин есть пельмени? Ребенок сыт и спокоен? Твой сегодняшний минимум выполнен.

3. Обратись к психологу

Все разговоры о том, что раньше женщинам было гораздо тяжелее, а они справлялись – обесценивают твои чувства. Если ты не можешь справиться с усталостью и апатией, ты начинаешь чувствовать неприязнь к собственному ребенку – пора обратиться к специалисту. В этом нет ничего стыдного или странного. Помни, что тысячи женщин испытывают те же переживания, что и ты.

В современном мире мама проводит с ребенком один на один большую часть времени. Во времена наших прабабушек, “когда в поле рожали и ничего”, система воспитания была совсем другой. Физически работа была объективно тяжелее, но и требований к матери было гораздо меньше.
Ты имеешь право уставать даже с одним ребенком и просить помощи. Помни главное: дети очень быстро растут. Очень скоро он перестанет все тянуть в рот, научится разговаривать, а потом и завязывать шнурки.
И еще: любой кризис (если, конечно, это не настоящая депрессия) – это скачок развития. Для твоего ребенка – шаг к самостоятельности, приобретение новых навыков, а для тебя – важная мысль, что время и внимание для себя – это важные составляющие счастливого материнства.

Материал носит информационный характер и не может заменить консультацию специалиста.

Кризис первого года жизни ребенка

кризис первого года

Первый юбилей малыша – важное событие в жизни родителей. Именно в этот период они замечают существенные изменения в поведения ребенка, именуемые кризисом первого года.

Что такое кризис развития?

Кризисом называется переход ребенка на качественно новый, неизведанный этап развития. Обычно начало кризиса связано с появлением новых физических навыков или иного взгляда на окружающий мир и свое место в нем. В психологии детского возраста выделяют пять основных кризисов:

  1. Кризис рождения (четвертый триместр беременности).
  2. Кризис первого года.
  3. Кризис трех лет.
  4. Кризис шести-семи лет.
  5. Кризис подросткового возраста.

Кризис первого года жизни обычно протекает наиболее мягко для родителей и ребенка по сравнению с остальными. Он может возникать в период с девяти месяцев до полутора лет и продолжаться в течение одного-трех месяцев.

Почему возникает кризис первого года?

В возрасте около девяти месяцев малыш начинает активно осваивать важный для него навык ходьбы. В этот момент ребенок осознает свою физическую независимость от родителей. У него появляется стремление всё делать самостоятельно, иметь право выбора, расширить границы дозволенного. В то же время речевые навыки у ребенка еще плохо развиты, он наталкивается на непонимание со стороны родителей. Кроме того, большое число мам и пап просто не готовы к переходу ребенка на новую ступень развития. Как следствие, проявляются все признаки кризиса первого года.

Признаки кризиса первого года

кризис первого года

Выраженность признаков варьируется у разных детей. Для одних родителей кризис проходит практически незаметно, для других становится серьезным испытанием. Рассмотрим признаки кризиса, характерные для всех малышей :

  1. Ребенок становится упрямым. Родителям сложно его воспитывать, он хочет всё делать по-своему. При этом малыш может отказываться от еды, ношения привычной одежды, прогулок в коляске, купания.
  2. Происходит регресс сна. В возрасте одного года время бодрствования ребенка увеличивается и составляет уже не менее четырех часов. Малыш переходит на два (а иногда даже на один) дневных сна
  3. Возникают первые обиды. Ребенок может обидеться на любой запрет со стороны родителей или даже простое непонимание его просьб.
  4. Мгновенные перепады настроения. Только что смеявшийся ребенок может внезапно расплакаться, казалось бы, без видимой причины.
  5. Ревность. Именно в этот период малыш начинает ревновать родителей к другим взрослым, детям и даже домашним животным. Ребенок может ревновать мать к отцу, и наоборот (первые проявления эдипова комплекса).
  6. Желание всегда быть рядом с мамой. Ребенок не терпит гиперопеки, но мама всегда должна находиться в поле зрения.
  7. Манипулирование плачем. До этого периода плач был основным способом сообщить маме о каком-либо дискомфорте и неудовлетворении базовых потребностей малыша. В возрасте одного года ребенок начинает осознавать, что плачем можно добиться желаемого.
READ
Целиакия у детей: симптомы, диагностика и лечение

Можно ли избежать кризиса?

Избежать кризиса нельзя.

Кризис –закономерный этап развития ребенка, необходимый для перехода на новый физический, интеллектуальный и эмоциональный уровень.

Он случается у всех детей, но выражен в разной степени. Неправильное поведение родителей в этот период может привести к отклонениям в развитии ребенка в будущем.

При этом кризис развития не является патологией или заболеванием, а значит, не требует лечения. Родители могут лишь выбрать правильную тактику поведения и придерживаться ее в течение всего периода. Вне зависимости от выбранного поведения кризис заканчивается по прошествии трех месяцев. От тактики родителей зависит лишь поведение ребенка на новом этапе развития до следующего возрастного кризиса.

Как справиться с кризисом?

кризис первого года

Прежде всего родителям нужно осознать возросшую самостоятельность своего малыша. Он перестал быть совершенно беспомощным человеком. Теперь это ребенок со своими желаниями и мнением. Отсюда главное правило преодоления кризиса первого года жизни – дать малышу больше свободы.

Создаем безопасную среду

С того момента, как малыш начинает предпринимать первые попытки самостоятельного передвижения, все опасные, дорогие, хрупкие предметы должны быть убраны на верхние полки и в закрытые шкафы. Необходимо обезопасить ребенка от электроприборов, розеток. Колющие и режущие предметы также убираются в закрытые высокие ящики.

Даем ребенку свободу передвижения

Из обихода исключаются приспособления, ограничивающие передвижения: манежи, детские стульчики, ходунки. Стульчик используется для еды и, по желанию ребенка, для спокойных игр. В качестве ходунков можно применять только специальные «толкатели». Не нужно использовать защитные шлемы на голову и защитную одежду. Не надо застилать весь пол толстыми одеялами и подушками. Ребенок должен научиться падать, осознать, что неосторожные движения, быстрый бег приведут к падению. Это поможет избежать более серьезных травм в будущем.

Разрешаем малышу исследовать мир

кризис первого года

Большинству малышей гораздо интересней играть с обычными бытовыми предметами, чем со специально разработанными для них игрушками. Не нужно отбирать у ребенка предметы, которые, по общему мнению, не предназначены для игр, если они не опасны. Пусть он играет с небьющейся посудой, кастрюлями и ложками, пусть рвет бумагу и перебирает крупы. Все эти действия позволяют малышу исследовать мир, развивать моторику.

Не нужно ставить блокираторы на все ящики и шкафы. Следует оставить один или два ящика с безопасными предметами открытыми. Ребенку понравится вытаскивать вещи из ящика и складывать их обратно.

Налаживаем режим дня

К году у малышей в большинстве случаев уже есть режим дня, но в период кризиса этот режим может нарушаться. Задача родителей – восстановить его. Если ребенок следует режиму, он становится более дисциплинированным, уравновешенным и менее капризным. Ежедневная определенная последовательность действий и ритуалов помогает малышу преодолеть этот трудный период.

Принимаем помощь ребенка

В возрасте одного года малыш интересуется повседневными заботами мамы и папы. По возможности нужно позволять малышу помогать в этих делах. Если ребенок интересуется стиральной машиной, можно позволить ему помочь загрузить белье перед стиркой и развесить вещи сушить после. Если ребенок хочет помочь мыть посуду, можно предложить ему помыть посуду для кукол. Во время уборки по дому мама может дать ребенку небольшой кусочек ткани и показать, как протирать пыль. Не следует губить инициативу у ребенка. Если он хочет сам одеться и обуться, спуститься по лестнице, нужно разрешить ему это сделать, а затем в игровой форме предложить свою помощь.

Все запреты должны быть обоснованы

Каждый свой запрет родители должны объяснять ребенку. Нельзя запрещать малышу совершать те или иные действия только потому, что родителю неудобно или не хочется. Например, если во время прогулки ребенок хочет встать с коляски и идти самостоятельно, нельзя это запретить только потому, что маме не хочется медленно идти и подстраиваться под шаг ребенка. Однако если малышу нужно, например, к определенному времени в поликлинику, мама должна спокойно объяснить свой запрет и предложить пройтись после.

READ
Чем лечить золотуху

Даем ребенку выбор

Часто во время кризиса первого года малыш отказывается от еды, одевания. Что делать в этом случае? Нужно предоставить ребенку возможность выбора, например, во время обеда предложить малышу на выбор два вида овощей, перед прогулкой дать ему выбрать одну из двух футболок, на прогулке можно выбирать между двумя игровыми площадками или двумя дорогами домой.

Отвлекаем малыша на игру

Если возникла проблема с купанием, надеванием подгузника или укладыванием, можно предложить ребенку ролевую игру: искупаться вместе с любимой куклой, надеть подгузник на мягкую игрушку и уложить ее спать рядом с собой. Во время кормления ребенка тоже можно использовать игрушки: предложить малышу сначала накормить их, а затем поесть самому. Но не следует кормить ребенка насильно или разрешать ему есть под мультики: это может привести к перекорму и ожирению в будущем.

Разговариваем с ребенком

кризис первого года

Именно в период кризиса первого года у малыша наблюдается большой скачок в речевом развитии. Он старается как можно быстрее научиться сообщать о своих желаниях. В этот период родителям нужно комментировать все свои действия и действия ребенка, правильно называть слова. Большое значение для улучшения навыка речи ребенка имеет развитие мелкой моторики – пальчиковые игры, игры с крупами и другими мелкими предметами.

Отвлекаем внимание

Если ребенок капризничает, плачет и не может успокоиться, можно попробовать оставить его одного в комнате с игрушками на некоторое время. Большинство детей уже через пару минут успокаиваются и переключают свое внимание на игры. Возможно, плач в этом случае – лишь желание привлечь внимание мамы. Важно отличать такой плач от плача, связанного с болью (например, при падении или прорезывании зубов), голодом, дискомфортом (например, при переполненном подгузнике).

Следим за собой

В возрасте одного года у малыша развит навык подражания. Ребенок будет копировать манеру поведения, речь, действия взрослых в той или иной ситуации. Именно сейчас, если это не было сделано раньше, родителям нужно пересмотреть свое поведение в присутствии ребенка.

Что делать нельзя?

Никогда нельзя на капризы ребенка отвечать агрессивным поведением, криком. Ни в коем случае нельзя бить ребенка. Эта мера воспитания не способствует преодолению кризиса, а лишь запугивает ребенка и отбивает у него желание продолжать развиваться и исследовать мир.

У всех взрослых в семье должна быть единая система воспитания и система запретов. Ребенок не должен на одно и то же действие получать одобрение мамы и запрет от папы.

Не нужно посвящать всё свое время малышу. В этот период он становится самостоятельнее, что оставляет родителям достаточно времени для решения других проблем. С этого момента ребенок начинает подстраиваться под жизнь всей семьи, а не наоборот, как было раньше.

Нельзя пытаться подкупить малыша новой игрушкой или вкусным ужином. Ребенок быстро привыкнет к такому обращению и будет требовать его всегда.

После кризисного периода наступает затишье вплоть до следующего кризиса трех лет. Скорость преодоления кризиса и навыки развития, которые получит ребенок, полностью зависят от поведения родителей в этот период. Отрицательные черты характера, отклонения в поведении ребенка, нарушения эмоционального развития появятся только в случае гиперопеки, давления, агрессии или полного безразличия со стороны взрослых. В остальных случаях в семье установятся доверительные отношения, а малыш продолжит развиваться, познавать мир вокруг себя и совершенствовать навык общения.

Фото: Рexels, Depositphotos

* Представленная информация не может быть использована для самостоятельной постановки диагноза, определения лечения и не заменяет обращение к врачу!

Если грудничок капризничает без причины: 10 кризисов малыша

Почему ребенок вдруг начинает плохо спать и плохо есть – и что делать?

Татьяна Кремнёва консультант по детскому сну, автор проекта “Сон малыша”, основатель школы материнства и детства “Счастливая мама”, блогер

Маленькие дети часто считаются капризными: постоянно чего-то требуют, плачут без повода. Однако если внимательно понаблюдать за грудничком, можно заметить, что “плохие” периоды, когда кроха часто плачет, плохо спит и беспокойно ест, сменяются неделями относительно хорошего “поведения”. С чем это связано и чем такая информация может помочь молодой маме?

С каждым месяцем малыш растет, развивается и приобретает все новые навыки, как двигательные, так и в сфере эмоций. Такие изменения не проходят бесследно. Каждый новый скачок в развитии, физическом и психологическом, может сопровождаться кризисом: крохе как будто тесно в рамках прежнего, устоявшегося поведения, и он пробует силы в новом.

READ
Как долго можно принимать Фенибут?

Скачки роста помогают ребенку сделать физический и психоэмоциональный рывок вперед. Детки начинают переворачиваться со спины на живот и обратно, встают на четвереньки, садятся, осваивают ползание, встают у опоры и начинают ходить, понимают речь и пытаются ее воспроизвести. И все это сопровождается кризисами. По поведению младенца сразу становится понятно, когда кризис начался и в какой момент пошел на спад. Давайте рассмотрим каждый из них по отдельности.

Кризис первого месяца (обычно начинается между 4-й и 5-й неделями).

После нескольких недель “спячки”, которую часто наблюдают родители после родов, когда кроха только ест и спит, ребенок делает серьезный шаг в физическом развитии и совершенствовании органов чувств. Вот признаки этого возрастного скачка:

  • Малыш начинает проявлять ко всему интерес.
  • Количество дневного сна становится меньше.
  • Частые капризы
  • Требует, чтобы мама была рядом.
  • Ухудшается качество сна.

Кризис второго месяца (начинается примерно в 7 недель).

Органы чувств малыша активно развиваются, от них поступает все больше информации, которую кроха не всегда в состоянии переработать и усвоить. Как понять, что младенец иногда устает от избытка стимулов?

  • Начинает часто капризничать и плакать без повода.
  • Может отказываться от еды или наоборот висеть на груди сутками,
  • Сон становится прерывистым, ритм дня сбивается.
  • Некоторые дети начинают сосать палец.

Кризис третьего месяца (11-12-я неделя)

В этом возрасте у малыша появляется больше возможностей для исследований: он может не только изучать свои собственные ручки, но и пытаться хватать ими игрушки, просит, чтобы его носили “столбиком” и показывали все вокруг. Кроха начинает многое понимать и осознавать, но не всегда с этим справляется. Это может проявляться так:

  • Ребенок беспокоится по поводу и без.
  • Плачем пытается сказать, что ему страшно и он не всегда понимает, что с ним происходит.
  • Перестает хорошо кушать.
  • Сон становится хуже.

Кризис переворота

Он связан с первым крупным двигательным навыком – ребенок учится переворачиваться со спинки на животик и чуть позже – обратно. Это происходит у разных детей в промежутке от 3 до 6 месяцев (примерно с 14-й по 25-ю неделю). Такой серьезный рывок в физическом развитии сказывается и на эмоциональном: младенец уже понимает, что в мире есть предметы, которые существуют сами по себе, а не только когда их берут или трогают.

Основные признаки этого кризисного периода:

  • Теряет ко всему интерес.
  • Ухудшается аппетит.
  • Резкая смена настроения.
  • Требует постоянного присутствия мамы.

Кризис полугода (23-28-я недели)

С каждым днем кроха все лучше контролирует свои движения. В зависимости от темпов физического развития он может или тренировать перевороты со спины на живот и обратно, или подниматься на четвереньки из положения лежа на животе, или пытаться присаживаться из положения лежа на спине, или даже осваивать ползание. Психоэмоционально в это время он открывает для себя мир взаимосвязей. Младенец осознает, что мама может быть занята не только им, но и другими делами, и его это серьезно тревожит.

  • Аппетит становится хуже.
  • Беспокойное поведение, когда рядом чужие люди.
  • Начинает резко реагировать на смену подгузника или на попытки переодеться.
  • Грудь становится способом успокоения.
  • Тревожный плач без повода.
  • Ухудшение сна.

Кризис восьмого месяца (с 32-ю по 38-ю неделю)

Малыш начинает понимать речь, становится более эмоциональным, лучше слышит и видит предметы, больше наблюдает за тем, что происходит вокруг, хочет пробовать новую пищу. Что вы можете заметить в его поведении?

  • Плач.
  • Апатия.
  • Некоторые дети хотят больше миловаться: чаще обнимаются и просят их целовать, хотят быть ближе к маме.
  • Начинают стесняться.
  • Ребенок как будто возвращается назад в своем поведении и становится “как маленький”.
  • Протест при переодевании.
  • Меняются вкусовые пристрастия.

Кризис “Мама, не уходи!” (начиная с 9 месяцев, приблизительно с 40-й по 47-ю неделю)

Новый физический навык – ползание – меняет представления малыша об окружающем мире, теперь он видит его по-другому, из более приподнятого положения. Переизбыток получаемой таким образом информации меняет ход мышления малыша. Все это провоцирует очередной скачок роста, который может проявляться следующим:

  • Ребенок может сильно плакать, как только мама покидает помещение.
  • Застенчивость, особенно при окружающих.
  • Начинает придираться к прикорму.
  • Появляется ревность.
  • Нужно много внимания от мамы.

Кризис первого года (обычно начинается с 49-й по 56-ю неделю)

Крохе все лучше даются передвижения – он научился ползать, а может быть, и ходить, становится более самостоятельным. В то же время нервная система малыша не успевает обрабатывать большой поток новой информации.

READ
Метилурацил: инструкция по применению, отзывы, аналоги

Признаки этого возрастного скачка:

  • Малыш практически висит на маме, цепляется за одежду. Требует больше телесного контакта.
  • Ревность, когда мама уделяет внимание еще кому-то помимо него.
  • Непослушание.
  • Резко меняется настроение.

Кризис первого упрямства в 1 год 2 месяца (59-63-я недели)

На ребенка обрушивается информации больше, чем он может усвоить. Часто это вызывает сопротивление и плач. Чем еще примечателен этот возрастной скачок?

  • Частый контакт с мамой.
  • Начинает определяться в своих желаниях.
  • Подражает всему, что видит.
  • Пытается добиться желаемого любыми способами.
  • Пропадает аппетит.
  • Ухудшается сон.

Кризис в 1 год 4 месяца (71-75-я недели)

Малыш становится более взрослым и осознанным. Он уже много чего изучил и понял в окружающем его мире. Кроха по-другому смотрит и на людей, которые его окружают.

  • Резкая смена настроения.
  • Ревность.
  • Стремление получить желаемое любыми путями.
  • Желание, чтобы мама была всегда рядом.
  • Начинает проявляет инициативу.
  • Ухудшается аппетит.

Как помочь малышу при каждом кризисе?

  • Находиться рядом и поддерживать, окружать любовью и заботой.
  • При появлении нового навыка помочь его развивать.
  • Находить новые занятия и увлечения, чтобы кроха не скучал и не уходил в слезы.
  • Если малыш не хочет, не стоит его насильно кормить.
  • Следите, чтобы младенец набирал положенную ему норму ночного и дневного сна, это поможет ему позитивно бодрствовать и дольше находится в хорошем настроении.

Что такое регресс сна?

Когда наступает регресс сна, его можно легко определить по резкому ухудшению качества ночного и дневного сна. Физически малыша ничего не беспокоит, все внешние факторы налажены, режим дня настроен на отлично. Другими словами, сон портится без явной на то причины.

Как понять, что регресс сна наступил:

  • Ребенка словно подменили, он не хочет жить по прежнему режиму.
  • Отказывается укладываться привычным способом.
  • Игнорирует сложившийся режим дневного сна.
  • Ухудшается качество ночного сна, малыш начинает часто просыпаться, ему нужна помощь мамы, чтобы продлить сон.

Регресс сна может длиться от 2 до 6 недель. Чтобы помочь малышу преодолеть этот этап, необходима поддержка и помощь со стороны родителей. Уделяйте крохе больше внимания и ласки, чем обычно, и тогда регресс пройдет гораздо спокойнее.

«Я главный», или Кризис первого года жизни малыша

Вашему малышу уже годик! Казалось бы, самое сложное позади: зубки прорезались, колики пережили, через первые прививки прошли, самостоятельные шаги сделали. И вдруг ребенка словно подменили: из послушного маминого ангелочка он превратился в настоящего чертенка! Именно в данный момент появляются первые «картины» на обоях, малышу перестает нравиться повседневное меню и все сопровождается капризами и истериками. Это и есть кризис первого года жизни!

Не стоит пугаться и расстраиваться: жизнь и взросление всегда идут по этапам. Главное — разобраться в причинах, проявлениях и выбрать для себя самые удобные способы борьбы с ними.

В чем же суть кризиса первого года?
В детском возрасте ребенок проходит пять переломных этапов: рождение, один год, три года, семь лет и половое созревание, так называемый переходный возраст (13–16 лет).
Кризис первого года жизни обычно наблюдается в период с девяти месяцев до полутора лет. Это как раз тот момент, когда малыш начинает самостоятельно ходить и пытается разговаривать на своем, детском языке. Благодаря развитию новых навыков у ребенка возникает тяга к независимости: он пытается оторваться от мамы и отправиться на изучение окружающего мира. У крохи появляется собственное мнение, и, если родители не готовы его принять, отстаиваться оно будет со скандалами. В этот период происходит становление ребенка как самостоятельной личности.
Первое, что вызывает плохое настроение маленького человека, — это желание самостоятельности и в то же время огромная зависимость от помощи взрослых и их оценки. Кроме того, в этом возрасте не совпадают желания и возможности: хочется сказать, но никто не понимает; хочется обуться, а шнурки не завязываются; хочется достать, а дотянуться никак нельзя.

Как распознать?
Обычно проявляется кризис у всех детей одинаково. Если спокойные от природы малыши и хулиганить будут меньше, то непоседы не дадут маме и минуты покоя.
Давайте разберемся в основных признаках кризиса первого года жизни.
1. Увеличение самостоятельности и независимой активности. Малыш старается действовать сам во время повседневных занятий: кушать, одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, чистить зубы, овладевать новыми навыками.
2. Обидчивость на замечания и недовольства. На любое, даже самое незначительное замечание реакция может быть очень бурной, со слезами и капризами, а порой даже с агрессией, направленной в сторону обидчика.
3. Неуправляемость: настырность, упрямство, постоянное требование внимания к себе.
4. Противоречивое поведение. Не все еще под силу маленькому человеку, поэтому он может обратиться к вам за помощью, но тут же от нее отказаться.

READ
Как принимать пробиотики при приеме антибиотиков?

Как справиться с «переходным» возрастом малыша?
Для каждой мамы очень важно выбрать наиболее подходящее для нее и ее малыша поведение. В кризисный период важно не просто избежать истерик, добиться своего, но и помочь ребенку поверить в себя и в свои силы.
1. Самое главное — никогда не заставлять ребенка силой что-то делать или не делать. Из детей, воспитанных в излишней строгости, обычно вырастают или замкнутые и безынициативные подростки, или озлобленные и агрессивные. Ни один из вариантов не предвещает счастливого будущего уже ставшему взрослым малышу. Если ребенок категорически отказывается одеваться, можно показать ему пример, одев его любимого мишку и рассказав, как мишке будет тепло и весело гулять на улице. Если карапуз отказывается от каши на обед, посадите рядом с ним того же самого мишку, и пусть они кушают вместе.
2. Соблюдать режим дня. Каждый маленький ребенок должен вовремя кушать и обязательно спать днем. Но чтобы это было приятным занятием, он должен хорошенько устать! Не поленитесь выделить время прогулке, игре или какому-нибудь развивающему занятию. В благодарность за внимание ребенок наградит вас хорошим аппетитом и крепким сном. Ведь режим дня — это залог здоровья и хорошего настроения.
3. Убрать все ненужное повыше. Спрячьте все «запретные» вещи в недосягаемые места и обеспечьте безопасность ребенку дома и на улице. Согласитесь: проще избежать неприятной ситуации, чем потом выяснять, кто же в ней виноват: мама, которая недосмотрела, или нашкодивший ребенок. Хочет он достать книжку с полки, так пусть это будет детская книжка с картонными страничками, а не взрослая с тоненькими бумажными. Хочется малышу залезть в лужу — наденьте на него резиновые сапоги.
4. Помогать крохе развиваться. Постарайтесь окружить вашего ребенка разнофактурными, разноцветными развивающими игрушками, чтобы ему было не просто интересно, но и полезно заниматься своими делами. А главное, чтобы он забыл о том, что есть «запретные» папин планшет или мамины духи.
5. Выделить личное пространство для ребенка. Пусть у него будет свой ящик для игрушек, в который он сможет положить все, что захочет. Или отдайте ему старый мобильный телефон, пусть неработающий, зато как у папы. Подарите малышу пластиковую тарелку, в которой он сможет готовить для своих мишек и собачек. Ему будет приятно, что где-то он главный.

6. Дать ребенку возможность быть самостоятельным. Как бы мало времени на сборы ни осталось, наберитесь терпения: пусть малыш сам натянет носок и застегнет пуговички на кофточке.
Если ложка никак не хочет попадать в рот, но малыш упорно старается с ней справиться, не мешайте. Помыть лишний раз пол займет пять минут, а вот слезы родного человечка могут испортить настроение на весь день.
Постарайтесь, чтобы в вашем меню был выбор. Если именно сегодня никак не заходит пюре и ребенок требует макароны, пусть это будут макароны. За один раз страшного ничего не случится, зато вы вырастете в глазах маленького человека. Постарайтесь понять, что это действительно важно для него.
7. Понимать разговоры вашего малыша. Постарайтесь разобраться в том, чего хочет ваш ребенок, и, если поняли, озвучивайте его желания. «Тебе нужна вот эта книжка?» «Ты хочешь надеть эту шапочку?» «Ты хочешь включить воду?» И по возможности помогите ему сделать то, что он просит. Запомните, желание понятое и озвученное — уже наполовину выполненное. А если желание опасное, объясните, почему нельзя этого делать и что может случиться.
8. Уважать, любить, хвалить, обнимать и целовать вашего малыша. Помните, сейчас ваше одобрение и любовь нужны крохе как никогда, ведь именно в данный период он делает первые шаги на пути превращения себя в личность, и без вашей поддержки у него ничего не получится. В первую очередь о себе он узнает из слов своих родителей, самых близких и важных в его жизни людей.

READ
Выпадение и опущение передней стенки влагалища

Как видите, кризис первого года жизни не так и страшен, если не терять чувства юмора, набраться терпения и стараться быть креативной. Любая мама, запомнив нехитрые правила, не только незаметно преодолеет переходный период в жизни ее ребенка, но и сохранит с ним хорошие отношения и сейчас, и на долгое время в будущем. Внимательно относитесь к еще маленькому, но уже такому большому человеку!

Сколько длится кризис 1 года у ребенка: как начинается, когда закончится, советы родителям

фото 16094_1

Принято считать, что возрастные кризисы возникают у детей не ранее трёх лет. До этого момента малыши не способны на глубокие переживания и у них не может быть внутренних противоречий.

Однако, как показывает родительский опыт, это не так.

Примерно в возрасте 12 месяцев родители замечают, что ребёнок, ещё недавно спокойно игравший в кроватке и мило улыбавшийся взрослым, вдруг начинает капризничать, злиться, требовать к себе повышенного внимания.

Так проявляется так называемый кризис 1 года жизни. Сколько он длится и как пройти его с минимальными потерями для себя и крохи? Постараемся разобраться.

Начало трудностей: есть ли разница для мальчиков и девочек?

В течение 1 года жизни ребёнок быстро развивается. Из маленького, беспомощного комочка он превращается в самостоятельного члена семьи, который стремится проявить свой характер.

Важные приобретения 1 года жизни:

  • в 8-12 месяцев ребенок начинает самостоятельно ходить, это позволяет ему активно осваивать мир вокруг;
  • после 9 месяцев быстро развивается речь, малыш понимает слова взрослого и пытается объясняться с ним «своими» словами;
  • ребенок начинает противопоставлять себя взрослым, становится более настойчивым и самостоятельным, развивается воля.

Примерно в 9-12-месячном возрасте, а иногда и позже, возникают противоречия между возможностями и возрастающими потребностями. Маленький человек, вне зависимости от пола, пытается всё сделать сам, но это не всегда получается. А взрослые продолжают относиться к нему как к младенцу, не имеющему пока личностных потребностей.

Отличительной особенностью является то, что кризис не имеет чётких временных границ, поэтому его продолжительность можно обозначить только примерно — от нескольких месяцев до полугода.

При этом начало периода у каждого разное: раннее прослеживается уже к 10 месяцам, среднее – к 12, а позднее – к 15, затягиваясь аж к полутора годам.

Причины разницы состоят в индивидуальных особенностях детского организма, принципах воспитания, физиологических возможностях и т.п.

Что считается отклонением от нормы и почему?

Суть любого кризиса, в том числе годовалого ребенка, состоит в отделении его от матери, в народе это называют «перерезать пуповину». Мама не всегда понимает необходимость и значимость этого отделения.

Если потребность ребенка в самостоятельности не удовлетворяется, то карапуз незамедлительно реагирует реакцией в виде протеста и недовольства при давлении со стороны родителей, которые не уважают желания маленького человека. Отклонением от нормы можно назвать непрекращающиеся истерики до двух лет, явно спровоцированные проблемами со здоровьем или неправильны воспитанием.

фото 16094_3

Если мама регулярно игнорирует желания ребенка, ограничивает самостоятельность, «лучше знает, что нужно ребенку», то негативные реакции малыша не заставят себя ждать. Это:

  • непослушание;
  • стремление сделать по-своему;
  • капризы;
  • упрямство;
  • агрессия;
  • желание привлечь внимание;
  • обидчивость;
  • чувствительность к замечаниям;
  • неуправляемость.

Общая длительность

Кризис 1 года может протекать по-разному, все сугубо индивидуально. Особенно ярко он проявляется с 8 до 15 месяцев. При правильном отношении взрослых, их последовательности, мудрости и выдержке этот период быстро заканчивается, и ребёнок перестаёт быть трудным, с ним легко можно договориться.

Что считается отклонением от нормы и почему?

На продолжительность кризиса первого года жизни младенца непосредственное влияние оказывают многие факторы: это и индивидуальные особенности детского характера, и методика родительского воспитания, и желание (или нежелание) взрослых прослушиваться и учитывать потребности младенца.

Именно поэтому кто-то вообще не замечает кризиса годовалого отпрыска, а другой наблюдает его последствия в течение нескольких недель, а то и месяцев.

Что касается отклонений от нормы, то если кризис приобрел очень острую форму, это не значит, что это хуже, чем когда такая стадия вовсе отсутствует. С точки зрения будущей личности для ее психологического формирования важен каждый переходный период с его «побочными эффектами».

Поэтому о возможных проблемах целесообразно задуматься, скорее, тем родителям, которые имеют чрезмерно пассивных детей, чье поведение ребенка с возрастом вообще не меняется.

Правила поведения с детьми

В возрасте года, как правило, малыши учатся ходить. Благодаря этому достижению ребенок чувствует себя более взрослым и независимым, и он требует от взрослых, чтобы и они считали его таковым. Он осознает, что теперь может добраться до того, что раньше было недоступным.

READ
Как одевать ребенка при температуре выше 37

Малыш все активнее и активнее познает окружающий мир – и все попытки родителей встать у него на пути вызывают бурный протест. Если родитель включит «метод кнута», то получит закомплексованную личность, зацикленную на своих страхах. Если предпримет попытку задобрить «пряником» – получит эгоиста, не идентифицирующего жизненные процессы и явления адекватно.

Часто ребенок не понимает, почему нельзя. Он думает, что раз ему не разрешают есть землю из цветочного горшка или отрывать усы коту, то его не любят. А высказать все это, поделиться переживаниями он тоже еще не может, поэтому выражает протест в капризах.

Знать правила поведения с детьми в период кризиса – это значит не просто понимать своего ребенка, но и вырастить уверенного в себе человека в будущем, который обязательно достигнет впечатляющих жизненных успехов.

Рекомендации психологов: как пережить трудности?

Родителям необходимо принять самостоятельность ребёнка, его новые потребности и научиться взаимодействовать с несформировавшейся личностью.

фото 16094_4

Чтобы пережить этот период максимально безболезненно, необходимо:

  • соблюдать привычный режим дня;
  • создавать условия для того, чтобы ребёнок мог проявить свою самостоятельность;
  • стараться организовать в доме такую обстановку, чтобы малыш мог трогать разные предметы, слушать звуки, нюхать запахи;
  • давать простые поручения и уважать личное пространство;
  • поддерживать ребёнка и откликаться на его просьбы;
  • проявлять любовь и доверие;
  • убрать предметы, которые лучше не трогать;
  • всегда объяснять требования и запреты.

Важно проявлять терпение, помогать и поддерживать, стараться построить конструктивное общение.

Практические советы и рекомендации

  1. Ребенок становится непослушным по отношению к родителям, а также может проявлять требовательность и агрессию. Боится посторонних. Отпрыск отказывается от еды? Лучше не настаивать. Рано или поздно, он проголодается. Пресекать самостоятельность желательно по минимуму, иначе он вырастет безынициативным.
  2. Ребенок все хочет делать сам, не разрешает ему помогать, даже если у него что-то не получается. Как можно меньше «нельзя». Запрещать только то, что представляет реальную угрозу жизни и здоровью ребенка. Ценные вещи лучше спрятать.
  3. Для кризиса первого года характерны частые смены настроения. Постоянно разговаривать, даже если ребенок не может ответить. Тогда малыш почувствует себя равноправным членом семьи, уверится, что его хотят слушать.
  4. Поступки ребенка противоречивы, например, он требует что-то, а получив – бросает. Или целует и тут же бьет. Важно учится слышать и понимать ребенка, как можно больше общаться, играть вместе, чтобы на капризы оставалось меньше времени.
  5. Ребенок обижается на каждое слово, ему невозможно сделать замечание. Старайтесь включать ребенка в участие в повседневных делах и всегда хвалить за успехи. Тогда он будет осознавать свою значимость.
  6. Наблюдаются частые капризы без причины, из разряда «сам не знаю, чего хочу». Лучше обозначить рамки дозволенного и не переступать их, даже когда ребенок бьется в истерике, иначе он будет считать, что всего может добиться криком.
  7. Ребенок «висит» на маме, не дает ей шагу ступить без него. Не отказывайтесь от идеи привлекать старших детей (или при их отсутствии других родственников) к игре и обучению малыша.

Можно ли извлечь пользу?

В первую очередь, смириться с тем, что изменения в поведении неизбежны и естественны. И рано или поздно это закончится, главное – запастись терпением и любить своего ребенка.

Важно помнить, что из всего можно извлечь выгоду, даже из кризиса, если направить энергию в мирное русло. Стремление к самостоятельности можно использовать для обучения полезным навыкам, таким как мытье рук, чистка зубов, уборка игрушек, самостоятельная еда с помощью столовых приборов.

Если привлекать ребенка к выполнению домашних дел, можно не только развлечь его, но и воспитать отличного помощника по хозяйству.

Примеры совместных игр и занятий

фото 16094_5

Для интересного времяпровождения с малышом можно использовать следующие игры:

    Мячик, прятки, салки, догонялки – любые виды подвижных игр помогут карапузу выплеснуть накопление ненужной энергии и отрицательных эмоций.

Разглядывание книг с яркими картинками, иллюстрациями. По желанию и возрастным возможностям можно научиться раскрашиванию.

Главные ошибки

Многие родители не понимают, как вести себя с ребёнком в щекотливые моменты. Нужно принять, что всё происходящее — норма. В такой ситуации точно не стоит:

  • кричать на малыша и наказывать его за сломанные вещи;
  • мешать самостоятельности и запрещать всё подряд;
  • игнорировать ребёнка;
  • быть непоследовательным, нарушать собственные запреты;
  • винить себя в том, что ребёнок плохо себя ведёт;
  • исполнять все желания и реагировать на детские капризы.
READ
Что такое дальтонизм

Когда малышу исполняется год, его поведение может измениться до неузнаваемости. Недавно он был милым и послушным ребенком с ангельской улыбкой, а сейчас это настоящий чертенок, который все хочет делать по-своему и для которого запреты – пустой звук. Он начинает плохо спать, есть, а обычная прогулка может превратиться в настоящее мучение.

Заключение

Подводя итоги, следует отметить, что не стоит пугаться таких существенных перемен и смен настроения: это бывает почти у всех детей в возрасте от 10 месяцев до полутора лет. И если найти правильный подход к ребенку, кризис можно пережить с минимальными потерями.

Как пережить кризис первого года ребёнка с пользой

Как пережить кризис первого года ребёнка с пользой - Интересное, Воспитание, Проблемы

Ещё недавно малыш был спокойным, доброжелательным и отлично ладил с бабушкой или папой, пока вы занимались своими делами. Но в последнее время его просто невозможно узнать. Ребёнок всё время виснет на руках, постоянно требует внимания и закатывает истерики без повода. Вы в ужасе думаете, что так теперь будет всегда. Не переживайте, вы столкнулись с первым нормативным возрастным кризисом.

Почему происходят кризисы первого года ребенка, в чём их плюсы и как помочь малышу пережить это время с пользой — читайте в статье.

Психология кризиса 1-го года

Немногие родители знают, что кризис одного года — естественный процесс, который сопровождает переход ребёнка от младенчества к раннему детству. Малыш взрослеет и начинает осознавать себя как самостоятельную личность. После кризиса происходит скачок в развитии ребёнка, а его мышление переходит на качественно новый уровень. Дети начинают увереннее ходить, чётче разговаривать и радуют родителей новыми словами.

Кризис 1 года у детей — это первый шаг на пути отделения от родителей. Для ребёнка очень важно прожить этот период правильно. От того, насколько успешно он преодолеет кризис, зависит его характер, способность общаться, принимать решения и преодолевать трудности в будущем.

Причины нормативного кризиса

Кризис первого года жизни ребенка связан с тем, что он:

  • осознаёт свои желания. Отделяет себя от мамы и замечает, что не всегда их желания совпадают;

Хотите, узнать как наиболее комфортно преодолеть кризис одного года, как для ребёнка так и для вас? Тогда регистрируйтесь – на бесплантный онлайн мастер-класс Дмитрия Карпачёва “Что обязан знать каждый родитель”.

Когда начинается кризис 1-го года жизни ребенка

Дети развиваются по-разному. Соответственно, и кризис может подстерегать детей в разном возрасте. Первый возрастной кризис может начаться в 9 месяцев, а закончиться в возрасте 1,2 года. После наступает непродолжительный период затишья перед следующим неспокойным этапом — кризисом полутора лет .

Кризисный период бывает у всех детей. Но у одних он проходит быстро и почти незаметно, а у других этот этап взросления растягивается и полон эмоций. Продолжительность и интенсивность кризиса первого года зависит от:

  • характера и темперамента ребёнка;
  • умения родителей правильно реагировать на поведение малыша;
  • стиля воспитания и отношений, сложившихся в семье.

Если родители уважают желания ребёнка и чутко относятся к его потребностям, они могут даже не заметить проявлений кризиса.

кризис 1 года

Как проявляется кризис первого года

Первый признак кризиса — противоречивое поведение ребёнка. Он отчаянно нуждается в родителях, постоянно просится на руки, но при этом хочет активно познавать мир. Или долго просит какую-нибудь вещь, а как только получает, бросает её на пол.

Признаки кризиса 1 года у ребенка:

  1. Повышенная капризность и плаксивость.
  2. Истерики в ситуациях, которые раньше не вызывали подобной реакции.
  3. Отказ от любимой еды и привычных процедур.
  4. Агрессивное поведение.
  5. Боязнь потерять маму из виду, требование повышенного внимания к себе.
  6. Отказ выполнять ваши обычные просьбы.
  7. Утрата навыков, которые малыш приобрёл раньше (например, перестал ходить и снова начал ползать).
  8. Отказ от помощи взрослых, стремление выполнять всё самостоятельно (например, пытается повторять действия взрослых или обижается, когда ему подсказывают, что делать).

Далее рассмотрим, что делать родителям, чтобы кризисы первого года жизни миновали как можно скорее и принесли только пользу ребёнку.

Как помочь малышу преодолеть кризис

Для начала ознакомьтесь с психологией кризиса 1 года у ребенка и примите три истины:

  1. Это не ваша вина. И не вина ребёнка. Он страдает от проявлений кризиса ещё больше, чем вы. Именно сейчас ребёнок нуждается в вашей поддержке и заботе больше, чем обычно. Дайте ему почувствовать, что он любим.
  2. Кризис неизбежен и необходим для ребёнка. Так он учится быть самостоятельным, определять границы дозволенного и взаимодействовать с миром.
  3. Этот период обязательно закончится, и после него наступит этап спокойного и стабильного развития. До следующего нормативного возрастного кризиса.
READ
Деменция: симптомы, диагностика, стадии, лечение

А теперь начинайте действовать.

✓ Воспитывайте и поощряйте в ребёнке самостоятельность . Сейчас для этого идеальные условия, потому что он сам к этому стремится. Если момент будет упущен, то в 3-5 лет уже будет сложнее заставить ребёнка выполнять даже простые действия самостоятельно.

Пришло время делать что-то не для ребёнка, а вместе с ним. Привлекайте малыша к домашним делам, учите его держать ложку, мыть руки перед едой, пить из чашки.

✓ Установите границы и сформируйте запреты . Они помогут вам пережить кризис 1 года у ребенка как минимум без сильного стресса. Формируя запреты, учитывайте следующее:

  • запреты должны быть однозначными и иметь чёткие логические обоснования;
  • ребёнок должен понимать, что будет в случае нарушения запрета;
  • запреты должны действовать всегда, вне зависимости от вашего настроения или ситуации;
  • слово «нельзя» должно звучать очень редко и обозначать реальную опасность или угрозу для жизни и здоровья ребёнка;
  • чем меньше будет запретов, тем серьёзнее ребёнок будет к ним относиться;
  • все члены семьи должны придерживаться общей линии поведения с ребёнком.

✓ Используйте возможности игры . Проявления кризиса проще пережить через игровую деятельность. Разыграйте спектакль при помощи игрушек и на их примере покажите, какими последствиями грозит нарушение чётких запретов.

В момент кризиса 1-го года ребёнка очень привлекает всё новое и необычное.

Например:

  • пластиковые тарелки и стаканы;
  • крышки от банок и ложечки;
  • бумага и пальчиковые краски;
  • съедобный пластилин;
  • детские музыкальные инструменты с громким звуком.

Дайте малышу тарелочку с отварным рисом или овощами, посадите игрушки за стол и позвольте ему самостоятельно их покормить. Это и готовый сюжет для новой игры, и развитие мелкой моторики, и свободные руки мамы.

Организуйте ему безопасное пространство для игр. Уберите всё ценное, опасное и хрупкое повыше, а в нижних ящиках оставьте то, с чем ребёнок условно может играть.

✓ Предлагайте альтернативные решения . Если в период кризиса 1 года ребёнок требует то, что вы позволить не можете, отвлеките его, уговорите или предложите альтернативу. Например, ребёнок на прогулке устал идти ножками, но при этом не хочет ехать в коляске и просится на руки. Присядьте рядом и скажите, что вы тоже устали. Поносите малыша некоторое время, а потом пожалуйтесь, что «болят ручки и спинка», опустите его на землю и медленно идите рядом. Старайтесь объяснять все свои запреты и не идите на поводу у каждого каприза.

✓ Развивайте речь ребёнка . Чтобы назвать какие-либо объекты, малышу сначала нужно их запомнить. Играйте в игры с простым сюжетом (покормить или искупать игрушку, уложить её спать или погулять с ней на улице) и проговаривайте свои действия вслух. Так ребёнок запомнит эти действия не как отвлечённые понятия, а как пережитые на собственном опыте.

Как можно больше разговаривайте с ребёнком в период кризиса первого года жизни. Называйте предметы, чувства и эмоции своими именами, используя мимику, жесты и весь свой актёрский потенциал.

✓ Старайтесь соблюдать режим дня . Дети, которые гуляют, кушают и спят по режиму, более спокойные и здоровые. Но пусть ваш режим будет достаточно гибким. Чтобы днём без проблем лечь спать или хорошо пообедать, ребёнок к этому времени должен нагуляться и проголодаться.

✓ Знакомьте ребёнка со сверстниками . Но не заставляйте вступать с ними в контакт. Ребёнок сам начнёт играть и общаться с другими детьми, когда будет готов.

✓ Будьте примером . Детям свойственно копировать поведение взрослых. Следите за собой и контролируйте своё поведение в присутствии малыша.

✓ Показывайте ребёнку свою любовь . Ставьте желания ребёнка в приоритет каждый раз, когда это возможно. Чаще обнимайте, целуйте, говорите дружелюбным тоном, называйте его ласково по имени. Ребёнок узнаёт о себе в первую очередь от вас. Называя его умным, добрым и любимым, вы формируете у ребёнка чувство собственной ценности и значимости.

Узнайте как подобрать подходящий метод воспитания именно для вашего ребёнка- на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва “Что обязан знать каждый родитель”.

Прямо сейчас жмите на кнопку “Зарегистрироваться” и получите подарок.

Ссылка на основную публикацию