Особенности развития ребенка в 1 год

Развитие ребенка в 1 год

Сложно поверить, что малышу, которого только недавно принесли из роддома, уже целый год! Теперь это довольно самостоятельная личность — со своим характером, темпераментом, целым арсеналом навыков и умений, удивляющая смекалкой и обезоруживающая смехом каждый день. Глядя на любимого ребенка, хочется запомнить каждый миг, насладиться каждой минутой, ничего не упустить.

Физическое развитие ребенка в 12 месяцев

К году ежемесячные прибавки веса чаще всего не превышают 300–350 граммов. Среди опытных мам и педиатров со стажем популярно негласное правило: к 12 месяцам ребенок должен утроить свой вес при рождении. И действительно, важным показателем для оценки физического развития является первоначальная масса тела.

Длина тела малышей также зависит от данных при рождении и колеблется от 70 до 80 сантиметров.

Сравнить вес и рост малыша со средними значениями можно с использованием таблиц норм Всемирной организации здравоохранения (англ. WHO, ВОЗ) и Центра по контролю заболеваний и профилактики (англ. CDC, ЦКЗ).

Что умеет ребенок в год?

Дети в год демонстрируют значительный прогресс в развитии — уверенно сидят, ползают, самостоятельно стоят. Однако сейчас все силы малыш тратит на освоение ходьбы. Именно в это время родители чаще всего наблюдают за первыми шажками своего малыша! Кто-то из детей делает их еще очень робко вдоль опоры, кто-то — держась за маму, а кто-то уверенно бежит навстречу приключениям. Совет: врачи не рекомендуют «стимулировать» ходьбу, держа за ручки ребенка, пока он не решил это сделать сам. Такие действия нарушают заложенный природой алгоритм начала ходьбы, и это чревато нарушениями осанки в будущем. Кстати, на заметку: «окно» достижений для шести главных навыков моторного развития ВОЗ допускает освоение самостоятельной ходьбы ребенком до 1 года 4 месяцев.

Также важной вехой развития ребенка 1 года является указательный жест — малыш показывает пальчиком на желаемый предмет. Таким образом, он обращает как свое, так и постороннее внимание на определенный объект. Это важный показатель психического развития; ряд авторов называют его предиктором появления первых слов. В норме указательный жест может сформироваться до 1 года 6 месяцев.

Особенности речевого и психического развития ребенка 1 года

К 12 месяцам в норме у детей появляются первые простые в произношении слова: «мама», «баба», «бух» — их еще называют лепетными. Однако теперь каждое слово имеет определенный, один-единственный смысл. Словарный запас малыша составляет примерно 5–10 слов. Речь имеет эмоциональную окраску. Кроме того, продолжаются активные попытки повторять слова за взрослыми.

В год большинство детей активно использует простые жесты в повседневной жизни, такие как «пока-пока», кивание головой в знак согласия и махание головой при отрицании. Еще малышам-«годовасикам» свойственно копировать движения взрослых.

Как развивать ребенка в 12 месяцев? С помощью самых простых игр и заданий. Например, в этом возрасте многие детки уже имеют любимые игрушки: попробуйте приучить малыша убирать их за собой, ведь складывать и доставать предметы из коробки — одно из любимых занятий в этом возрасте. Также многие дети могут показывать на картинке предметы, о которых их спрашивают (например, «Покажи котика»), легко находят спрятанные вещи.

Коммуникативные навыки ребенка в год

В связи с очередным кризисом сепарации, годовалые дети могут активно выражать свое недовольство, когда мама или папа уходят, например, на работу. И да, к этому возрасту у малыша уже формируется свой круг людей, с которыми ему спокойно и комфортно. Поэтому абсолютно адекватной реакцией является стеснение и нервозность в присутствии чужих людей.

К году у некоторых детей уже появляется интерес к другим малышам, поэтому прогулки на детских площадках становятся все более занимательными.

Питание годовалого малыша

В 12 месяцев, как правило, рацион ребенка включает в себя помимо грудного молока (или его заменителя) обширный набор продуктов прикорма: в год ребенок может кушать практически все, что едят его родители. После года уже можно позволить ребенку попробовать продукты, которые эксперты ВОЗ и Союза педиатров России не рекомендуют: мед, фруктовые соки (да-да, из-за большого содержания природного сахара этот напиток не предназначен для детей более младшего возраста), орехи и цельное коровье молоко. Основу рациона составляет «взрослая» еда (3–5 раз в сутки), грудное молоко и его заменители — по требованию ребенка.

Режим дня ребенка в 12 месяцев

Режим годовалого ребенка становится предсказуемым: любая мама с легкостью ответит, когда ее ребенок просыпается, когда кушает, а когда играет.

Время бодрствования малыша возрастает до 3–4 часов, дневных снов остается 2. Количество ночных пробуждений для кормлений заметно сокращается (иногда их нет вовсе).

В год некоторые родители могут отметить, что годовичка сложно уложить на ночной сон. Это может быть связано с возросшей физической активностью ребенка, в результате чего малыш перед сном перевозбуждается. Совет: за 30 минут до сна приглушите свет в доме, предложите ребенку спокойные игры, откажитесь от использования гаджетов и просмотра мультфильмов. Отдавайте предпочтение чтению книг, расслабляющему массажу или тактильному контакту («обнимашки»). Это успокоит ребенка и поможет легче заснуть.

READ
Электрокоагуляция папиллом: ход процедуры, отзывы

Наблюдать за развитием ребенка в 1 год чрезвычайно интересно! Он становится самостоятельным, любознательным, озорным. Задача любящих родителей — быть рядом и помогать пробовать на вкус, падать и подниматься, ошибаться, улыбаться, шалить, играть и наслаждаться детством!

Что должен уметь и знать ребенок в 1 год

развитие ребенка в 1 год

Первый год – важное время в жизни ребенка. За этот период он многому обучается. Родители должны внимательно следить, как развивается малыш, чтобы вовремя выявить возможные отклонения от нормы и принять меры по их устранению.

Содержание статьи:

Особенности развития детей в 1 годик

За первый год жизни младенец кардинально меняется. Большинство малышей годовалого возраста уже умеет самостоятельно ходить. Некоторые еще не могут передвигаться сами, а делают это только с поддержкой взрослого. Годовалые детки любят пританцовывать под музыку. Их движения еще неуверенные, но сам процесс доставляет большое удовольствие.

Ребенок хорошо понимает то, что говорят ему родители. Он знает имена членов семьи, а также слова «можно», «нельзя», «кушать», «гулять» и многие другие. Малыш уже пытается сам разговаривать простыми, короткими словами.

В этом возрасте ребенок знает назначения и способы использования предметов, которые часто видит. Запоминает названия животных, частей тела. Он уже не просто играет с игрушками, а придумывает простейшие сюжетные игры (например, покормить и уложить спать куклу).

Психологи называют окончание первого года жизни кризисным периодом (так называемый кризис 1 года). Он выражается капризах, плаксивости. Малыши начинают проявлять первую самостоятельность.

Нередко они отказываются от помощи взрослых, пытаясь выполнить то или иное действие самостоятельно и расстраиваются, когда у них не получается. Поэтому родители должны уметь справляться с внезапными перепадами настроения и помогать ребенку адаптироваться к жизни.

Базовые навыки

Базовые навыки детей в 1 годик

К концу первого года малыш уже довольно хорошо ориентируется в окружающей обстановке. Что должен уметь ребенок в год:

  • уверенно сидеть, быстро ползать на четвереньках, стоять и передвигаться, держась за опору;
  • ходить по лестнице, держась за руку взрослого;
  • катать по полу и бросать мяч, играть с различными игрушками;
  • подражать действиям взрослых;
  • испытывать такие эмоции, как радость, страх, удивление, гнев, настороженность;
  • проявлять осторожность в незнакомой обстановке (например, пытаться разыскать маму, если она выпала из поля зрения);
  • выполнять несложные просьбы (что-то принести, дать, положить на место);
  • проявлять интерес к сверстникам.

В годовалом возрасте дети активно исследуют мир. Они осматривают, ощупывают и пробуют на вкус окружающие предметы. Открывают шкафы, залезают на диван, с интересом изучая каждый уголок родного дома.

Развитие речи

развитие речи у ребенка в 1 год

К концу первого года жизни ребенок уже хорошо понимает речь взрослых и проявляет эмоциональную реакцию на голос. Он запоминает новые слова и активно пополняет свой словарный запас. К годику малыш уже умеет произносить некоторые слова («мама», «папа», «баба», «дай»).

Сложные слова кроха сокращает (например, «корова» – «му», «кошка» – «мяу-мяу»). Если ребенок еще ничего не говорит, беспокоиться не нужно. Это тоже является разновидностью нормы.

К концу первого года ребенок должен уметь:

  • отвечать на простые вопросы (например, «хочешь кушать?»);
  • знать свое имя и откликаться на него;
  • по просьбе взрослого показывать знакомые действия (топать ножкой, улыбаться, махать ручкой);
  • активно лепетать, произносить звуки, пытаться повторять новые слова.

Чем больше родители разговаривают с крохой, тем быстрее развиваются его речевые навыки. Наряду с речью, совершенствуется и мимика.

Больше информаии о том «Как научить ребенка разговаривать» читайте в нашей статье.

Физическое развитие

Физическое развитие ребенка в 1 год

За первый год жизни в теле ребенка происходят большие изменения. Он уже не тот крошка, которым был в младенчестве. С каждым месяцем его мышцы крепнут, а движения становятся более уверенными и скоординированными.

Годовалый малыш должен уметь следующее:

  • свободно дотягиваться рукой до предмета, крепко держать игрушку;
  • перекладывать предметы из одной руки в другую, держать в руках несколько крупных предметов одновременно;
  • открывать и закрывать дверцы шкафчиков;
  • ползать;
  • перемещаться по комнате с поддержкой взрослого или без нее.

Двигательное развитие ребенка в этом возрасте протекает очень быстро и активно. Поэтому родители должны внимательно следить, чтобы малыш не лез, куда не нужно и не трогал опасные предметы.

Социальное развитие

Социальное развитие в 1 годик

В возрасте одного года малыш уже хорошо знает маму и других членов семьи, узнает их лица и голоса. При появлении близкого человека он проявляет позитивную эмоциональную реакцию. Свои чувства выражает с помощью улыбок, объятий и поцелуев.

Ребенок испытывает привязанность к членам семьи, вещам, которые его окружают. У него появляются любимые игрушки, с которыми он редко расстается.

READ
Ремантадин - 50 отзывов, инструкция по применению

К посторонним людям кроха относится с настороженностью, может побаиваться и даже плакать при их появлении. Это естественная реакция на незнакомцев, особенно на людей с необычной внешностью, грубым или громким голосом.

Ребенок в годик знает некоторые социальные жесты (например, помахать рукой на прощание или послать воздушный поцелуй) и повторяет их за взрослыми.

Психологическое развитие

Психологическое развитие ребенка в возрасте 1 года

Годовалый малыш умеет испытывать разные эмоции, но пока еще не контролирует их. За короткий промежуток времени смех может смениться плачем и наоборот.

У ребенка активно развиваются познавательные процессы: память, внимание, мышление. Он уже способен удерживать внимание на определенном действии в течение 10 минут. Малыш интересуется новыми игрушками, может подолгу изучать их, стараться раскрыть, разломать, извлечь внутренние детали.

К одному годику ребенок должен уметь:

  • реагировать на интонацию взрослых;
  • выполнять простые просьбы;
  • радоваться появлению мамы и других членов семьи;
  • огорчаться, когда его ругают;
  • реагировать на музыку (подтанцовывать или подпевать);
  • узнавать знакомые предметы на картинках.

Психологическое развитие ребенка в 1 год, как физическое, имеет индивидуальные особенности. Одни дети развиваются быстрее других и лучше осваивают новые навыки.

Развитие моторики

развитие мелкой моторики у ребенка в 1 годик

Годовалые малыши активно познают окружающий мир, поэтому их моторные навыки быстро совершенствуются. В один годик ребенок должен уметь делать следующее:

  • собирать и разбирать пирамидку из нескольких крупных колец;
  • ставить два кубика друг на друга;
  • складывать предметы в коробку;
  • играть с сортерами (кубиками с прорезями для фигурок разной формы);
  • катать по полу и подбрасывать мячик;
  • брать крупные предметы одной рукой;
  • брать небольшие предметы двумя пальцами;
  • играть с водой (зачерпывать ее ложкой, переливать);
  • открывать дверцы шкафчиков, выдвигать ящики, доставать оттуда вещи и класть их обратно.

Малыш активно копирует действия взрослых («разговаривает по телефону», «варит кашу», как мама, «бреется», как папа), тем самым приобретая новые навыки. Психомоторное развитие напрямую связано с речевым.

Умственное развитие

Умственное развитие ребенка в 1 год

В 12 месяцев ребенок уже многое понимает. Он еще не умеет говорить, но, несмотря на это, доносит до взрослых свои желания и потребности с помощью жестов и звуков.

Годовалый ребенок должен знать:

  • названия предметов, которые он часто видит;
  • название животных и звуки, которые они издают («гав-гав», «мяу-мяу»);
  • понимать слова «возьми», «принеси», «положи на место»;
  • понимать запреты и разрешения;
  • знать свое имя;
  • показывать на пальцах свой возраст;
  • рассматривать картинки и находить на них знакомые предметы.

Уровень интеллектуального развития ребенка в 1 год зависит от того, сколько внимания взрослые уделяют ему. Малыши, с которыми родители много занимаются и играют, к этому возрасту имеют хороший багаж знаний.

Бытовые навыки

Бытовые навыки в 1 годик

В 12 месяцев кроха уже проявляет некоторую самостоятельность в быту. Большинство навыков ребенку в 1 год пока еще даются с трудом, но он постоянно совершенствует их.

Вот, что должен уметь ребенок к году жизни:

  • пить из чашки, держа ее двумя руками;
  • есть ложкой (или хотя бы пытаться делать это);
  • кусать и жевать твердую еду;
  • помогать взрослому во время одевания (протягивать руки, ноги), пытаться одеваться самостоятельно;
  • осваивать горшок;
  • мыть руки, умываться, вытираться полотенцем;
  • собирать игрушки по просьбе взрослого.

Ребенок в год должен уметь делать то, о чем просят родители (помогать в процессе одевания и раздевания, приносить игрушки). Можно предлагать крохе выполнять несложные поручения по дому (например, поставить на стол салфетки или положить столовые приборы). Такая деятельность поможет ему быстрее развить бытовые навыки.

Как развивать ребенка в 1 год?

В годовалом возрасте малыши весьма любознательны. Это касается и мальчиков, и девочек. Детки активно познают все новое, поэтому их несложно заинтересовать развивающими играми.

  • Предоставляйте ребенку больше свободы и самостоятельности. Пусть он ходит и исследует все вокруг. Главное, соблюдать технику безопасности, чтобы кроха не травмировался.
  • Читайте малышу сказки, стишки, пойте песенки.
  • Покупайте развивающие игрушки – кубики с картинками, сортеры, пирамидки, игрушки со шнуровкой. Если малыш пока не интересуется подобными вещами, не заставляйте его играть с ними. Отложите, а через время снова предложите.
  • Играйте в простые сюжетно-ролевые игры с игрушками и друг другом.
  • Предложите малышу пальчиковые игры – они положительно влияют на развитие речи, мышления, мелкой моторики рук.
  • Не прогулке рассказывайте ребенку об окружающем мире, показывайте растения, животных, насекомых.
  • Предоставьте возможность малышу играть с водой, крупой.

Не существует жесткого стандарта умственного, физического, психомоторного и эмоционального развития детей. Каждый малыш развивается в индивидуальном темпе. Чем больше родители занимаются с ним, тем больше знаний и умений он приобретает к годовалому возрасту.

Выводы

За первый год жизни в теле и психике ребенка происходят грандиозные изменения. Прежде беспомощный младенец уже уверенно делает первые шаги, произносит первые слова, имеет определенный набор бытовых навыков.

READ
Что такое денситометрия

Если вы интересуетесь ранним развитием детей и хотите помочь своему малышу, обращайтесь в наши детские клубы и сады «Бэби-клуб». У нас есть общеобразовательная программа для всех детей, а также индивидуальные занятия для каждого малыша по желанию родителей.

Что должен уметь делать годовалый ребенок: набор навыков в 1 год

дети играются

Как быстро летит время! Кажется, что только вчера вы принесли в дом посапывающего новорожденного, а сегодня ваш малыш уже отмечает свой первый день рождения! Родителей волнуют вопросы: как идет развитие их крошки, что должен уметь ребенок в 1 год и что из этого умеет делать их чадо. Конечно, все детишки разные и осваивают новое в разное время. Но есть некий усредненный набор навыков, большинством из которых дети должны овладеть к годовалому возрасту.

Первые умения

Первый годик дается маленькому человечку непросто. Столько всего надо освоить! К годовому рубежу кроха подходит с базовыми умениями, на которых будут основаны его дальнейшие достижения:

  1. умеет следить глазками за перемещением объекта (или света);
  2. водит глазами вслед за погремушкой, слышит и интересуется ее звуком;
  3. дарит близким первые улыбки;
  4. умеет держать голову в вертикальном положении;
  5. меняет позиции, переворачивается с живота на спинку и в другую сторону;
  6. тянется за погремушкой;
  7. сидит;
  8. осваивает гуление.

Физическое развитие ребенка

К годику дети умеют сидеть, стоять (держась за взрослого или предметы мебели), вставать на ножки, ползать. Вставать малыши умеют из любого положения. Некоторые детишки стадию ползанья пропускают.

Обычно это те годовасики, которые рано встали на ножки и научились ходить – они выбирают для себя сразу «взрослый» способ передвижения. Чаще всего такие детки очень активны, быстро развиваются физически. Узнайте, когда ребенок начинает ходить>>>

В основном, малыши умеют ходить вдоль опоры, или с поддержкой за одну или обе ручки. Особо шустрые детки ходят без опоры и даже бегают.

Физическое развитие ребенка идет вперед семимильными шагами:

  • в 1 год малыш умеет шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
  • ползать по лестнице;
  • забираться на стулья, диваны, другие предметы мебели;
  • детки также спускаются с кроватей, диванов вниз, сползают с лесенок.

Важно! Поэтому не оставляйте ребенка в комнате с открытыми окнами, розетками, тяжелыми предметами, которые он может уронить.

Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул.

В физическом развитии крохи большую роль играет самостоятельность. Если вы хотите, чтобы малыш скорее научился ходить, не берите его на руки по первому требованию, позвольте ему самому добраться туда, куда надо. Если кроха пытается самостоятельно забраться в песочницу или на горку, не стоит сажать его туда. Просто подстрахуйте малыша, но основную «работу» ребенок должен выполнить сам. Узнайте также, что делать, если ребенок боится ходить?

Психомоторное развитие крохи

В годовалом возрасте дети активно познают окружающий мир. Малышу интересно, как устроена та или иная игрушка, как несколько крупных деталей конструктора соединяются в одно целое.

К годику ребенок обладает следующими навыками:

  1. умеет собирать и разбирать пирамидку из двух-трех колечек;
  2. может составить башенку из двух кубиков;
  3. умеет снимать крышки с кастрюль и коробок, может положить в коробку какой-то предмет и закрыть крышку;
  4. осваивает первые сортеры: может проталкивать небольшие предметы в отверстия, вырезанные в крышке картонной коробки;
  5. играет с посудой: «ест» ложкой, «пьет» из чашки;
  6. может «причесывать» игрушку, кормить ее или укладывать спать;
  7. играет со своей одеждой, шапочками, ботинками;
  8. берет игрушки одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку;
  9. умеет брать небольшие предметы двумя пальцами (большим и указательным);
  10. катает коляску, возит машинку, может толкнуть мячик, чтобы он покатился;
  11. пытается бросать и ловить мячик или другие предметы;
  12. умеет открывать дверцы шкафов, выдвигать и задвигать ящики, доставать оттуда вещи, складывать их обратно;
  13. копирует действия других детей: копает, хлопает, стучит палкой по предметам;
  14. играет «во взрослых»: например, крутит отверткой, как папа, или красит губы, как мама.

Эмоции и интеграция в общество

  • Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем;
  • Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки);
  • Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми;
  • Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы;
  • В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже;
  • Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя?>>>
  • В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами.
  • Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении;
  • Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры;
  • Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам;
  • Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках);
  • Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.
READ
Как правильно чистить уши ребенку от серы 2020

Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.

Смотрите также в моем видеоуроке о развитии малыша в 12 месяцев:

Становление речи

В один год ребенок понимает обращенную к нему речь. Он ориентируется на интонацию, знает несложные выражения. Чем больше вы разговариваете с ним, тем шире становится его пассивный словарный запас (т. е. те слова, которые он понимает). От 2 до 10 слов умеет говорить ребенок в 1 год.

Сокращенные слова и звукоподражания в этом возрасте тоже считаются словами, если они всегда обозначают одно и то же. Например, если «му» – это всегда «корова», то это звукоподражание тоже считается словом.

Важно! Но не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит ничего. Гораздо важнее, чтобы он понимал вас.Если этого не происходит, кроху необходимо показать специалисту.

У детки могут быть проблемы со слухом, речевым аппаратом, неврологические, психологические нарушения.
Большинство отклонений от нормы в этом возрасте успешно компенсируется, если вовремя начать заниматься с крохой.

Что еще знает ребенок в один год:

  1. отвечает на вопрос «кто это?» отдельными словами: мама, ав, ме-ме;
  2. умеет показывать знакомые действия по просьбе: как улыбается, как топает ножкой, как кушает и т. п.;
  3. знает, как его зовут, откликается на свое имя;
  4. пытается повторить новые слова;
  5. знает слова «можно» и «нельзя».

Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно разговаривать с ним, комментировать свои действия и то, что происходит вокруг. Можно произносить слова, четко артикулируя звуки, побуждая кроху повторять за вами.

Разговаривая с детьми, не стоит коверкать и сокращать слова. В этом случае ребенок запоминает «неправильное» звучание, и переучить его бывает очень сложно. Разговаривайте с малышом как со взрослым, только более эмоционально.

Годовасики и их навыки самообслуживания

В год маленький человек уже стремится к самостоятельности. Вот некоторые бытовые навыки годовалых деток:

  • Умеют (или хотя бы пытаются) есть ложкой. Есть даже детки, которые в этом возрасте успешно пользуются вилкой;
  • Пьют из чашки-непроливайки, а иногда и из кружки;
  • Пытаются самостоятельно одеваться. Если вы никуда не торопитесь, выдайте малышу одежду, которую планируете надеть на него, пусть немного потренируется;
  • Умеют откусывать и жевать твердую пищу (печенье, хлеб, банан). Читайте также: как правильно кормить ребенка?>>>
  • Умеют мыть руки, вытирать их полотенцем. Детей очень легко научить этому действию, несколько раз показав собственный пример. Подробнее о том, как развить самостоятельность у ребенка?
  • Начинают понемногу осваивать горшок. Узнайте, с какого возраста приучать ребенка к горшку?

В этом возрасте достаточно, если малыш знает, для чего нужен горшок, умеет соотносить мокрые штанишки и свои естественные потребности.

Хорошо, если он принимает какой-нибудь условный звук, который обозначает желание сходить на горшок, хотя такое понимание может прийти значительно позже годовалого возраста. Для этого можно усаживать деток на горшок, произнося этот самый условный звук. Они очень быстро запомнят его.

К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором навыков. Каким будет этот набор – зависит в большей степени от родителей. В этом возрасте нужно не только показывать крохе окружающий мир и разговаривать с ним, но и давать малышу больше самостоятельности (под присмотром старших). Позвольте ребенку поучиться на собственном опыте, и вскоре вы будете удивлены результатом!

READ
Кровь в кале у грудного ребенка

Развитие ребенка в 1 год: что умеет годовалый малыш

Ребенку исполнился целый год. За первые 12 месяцев из крохотного комочка он превратился в самостоятельного человека. Но ему еще многому предстоит научиться. Часто родители задаются вопросом, что умеет делать ребенок в 1 год и как проходит развитие их малыша. К годовалому возрасту большинство детей должно овладеть набором навыков, о которых вы узнаете в нашей статье.

Что умеет ребенок в 1 год (12 месяцев)

Физическое развитие ребенка в 1 год

Темпы физического развития малыша после 12 месяцев начинают замедляться. Рост и вес младенца будут увеличиваться теперь не так быстро, как это происходило в первые месяцы жизни. Регистрировать эти показатели необходимо каждые 1-3 месяца, чтобы убедиться, что развитие ребенка не отклоняется от нормы.

Таблица веса и роста ребенка от 1 года до 2 лет по месяцам

Месяц Девочка Мальчик
Рост Вес Рост Вес
12 (1 год) 73,8 9,5 75,5 10,3
13 (1 год 1 мес.) 75,0 9,8 76,8 10,6
14 (1 год 2 мес.) 76,1 10,1 78,0 10,9
15 (1 год 3 мес.) 77,2 10,3 79,0 11,1
16 (1 год 4 мес.) 78,3 10,6 80,0 11,3
17 (1 год 5 мес.) 79,3 10,8 81,0 11,5
18 (1 год 6 мес.) 80,3 11,0 82,0 11,7
19 (1 год 7 мес.) 81,3 11,2 83,0 11,9
20 (1 год 8 мес.) 82,2 11,4 83,9 12,1
21 (1 год 9 мес.) 83,1 11,6 84,7 12,2
22 (1 год 10 мес.) 84,0 11,7 85,6 12,4
23 (1 год 11 мес.) 84,9 11,9 86,4 12,6
24 (2 года) 85,8 12,1 87,3 12,7

Параметры роста и веса могут не укладываться в норму, это может быть как отставание в росте, так и опережение усредненных педиатрами параметров. Каждый ребенок растет и созревает по своему собственному графику. О нарушении темпов развития можно говорить лишь тогда, когда ребенок имеет аномально низкий или высокий рост/вес по сравнению со своими сверстниками.

Основные моменты по увеличению роста и веса малыша к одному году, сколько раз кушает годовалый ребенок и какие навыки он начинает осваивать в этом возрасте также рассмотрены в этом видео:

Пропорциональность тела

Внешний вид малыша в год меняется сильнее, чем размеры тела. Самые большие части тела у годовалого крохи — голова и животик, который выпячен вперед. Лицо имеет округлые, мягкие контуры. Ручки и ножки ребенка относительно тела короткие, мягкие, без намека на мускулистость.

Увеличение объема головы

Окружность головы в этом возрасте достигает 46,6 см и к полутора годам увеличивается до 47,9-48 см. На протяжении второго года жизни объем головы может увеличиться на 2,5 см. К двум годам размер головы малыша будет составлять почти 90% от стандартного размера головы взрослого человека.

Количество зубов

Данный показатель в больше степени зависит от наследственности. Немалое значение имеет и достаток кальция в организме. В среднем цифра может варьироваться от 4-6 до 10 прорезавшихся зубов. Важно, чтобы в питании младенца присутствовали молочные продукты (грудное молоко, детский творожок, кефир), а также витамин Д.

На заметку! Оценить физическое развитие ребенка в один год педиатр может на основании пропорциональности, которая учитывается наряду с массой и длиной тела. У хорошо сложенного малыша окружность груди больше окружности головы на количество сантиметров, равное возрасту ребенка.

Различия в развитии мальчиков и девочек в год

По стандартным данным ВОЗ у детей разного пола различаются параметры роста и веса. Сравнить показатели с года до двух лет по месяцам можно по вышеприведенной таблице. Рост и вес в год по усредненным данным ВОЗ у годовалых малышей такие:

  • Мальчики. Вес — от 10,0 кг до 10,9 кг. Рост — от 75,3 до 78 см.
  • Девочки. Вес — от 9,0 кг до 10,6 кг. Рост — от 74,0 до 77,4 см.

Рос и вес детей в один год

Что касается навыков, то у мальчиков и девочек они развиваются примерно одинаково, хотя, по наблюдениям специалистов, девочки могут начать говорить раньше. Также некоторые исследования говорят о том, что мальчики более активны и подвижны в играх, но эта разница не слишком значительна.

Первые достижения — какие навыки ребенок осваивает к году

Зная, какие умения малыш должен освоить к 12 месяцам, родители смогут лучше понять своего ребенка и прийти ему на помощь при возникших сложностях. Стоит помнить: чем сложнее навык, тем больше времени уйдет на то, чтобы им овладеть. К примеру, первые шаги малыш может сделать как в 11, так и в 15 месяцев. Если вы замечаете предпосылки для освоения ребенком новых умений, то не за горами и настоящие успехи.

READ
Нет второй полоски на тесте на овуляцию
Таблица развития основных навыков у ребенка в 1 годик
Слух Узнает звуки предметов (стиральная машина, часы, телефон) и простые мелодии; пытается подражать звукам (автомобиль едет — «жжж») и голосам животных (корова мычит — «мууу»).
Речь Произносит около 10 слов (в т.ч. лепетных); имитирует звуки из окружения.
Моторика Делает самостоятельные шаги без поддержки; приседает и наклоняется.
Игра С интересом рассматривает своё отражение в зеркале; на бумаге рисует короткие штрихи и ставит точки; по просьбе взрослого может показать части своего тела.
Эмоции К окружающим относится по-разному; реагирует на слово «нельзя»; начинает сопереживать.
Социальное развитие Ребенок понимает и выполняет простые просьбы (дай/возьми); указывает пальцем на интересующий предмет; удерживает чашку с водой и пьет из неё; вставляет ноги в обувь.

Речь ребенка в 1 год

Малыш с года начинает понимать буквально все, о чем говорит ему взрослый. Отзывчивость ребенка располагает к общению с ним. С годовалым крохой можно постепенно учиться называть предметы, цвета, части тела, не заменяя их правильное название «детским» языком. Подавая пример правильной речи с малого возраста, вы поможете ребенку научиться произносить слова с минимумом затруднений.

Основные моменты развития речи в данном возрасте:

  • Показывает пальцем предметы или картинки в книге, которые ему называют родители («где мячик?», «покажи собачку!»).
  • Произносит несколько простых слов (к 15-18 месяцам);
  • Выполняет простые инструкции и просьбы («пойдем завтракать», «принеси куклу»);
  • Пытается повторять услышанные слова;
  • Выражает отрицание, крутя головой («нет»).

Развитие речи ребенка в 1 год

Возможно, пройдет время, прежде чем вы научитесь понимать своего ребенка, в том числе его жесты. Помните, никогда нельзя смеяться над речевыми ошибками малыша, даже если они кажутся вам забавными. Произношение постепенно улучшится, надо только быть терпеливыми и внимательными к своему чаду.

Не без трудностей: кризис 1 года жизни

В двенадцать месяцев у ребенка начинает проявляться «кризис негативизма», который проявляет себя в полной мере к двум годам. О его существовании можно догадаться по некоторым признакам:

  • малыш демонстрирует неповиновение, упрямство, становится неуправляемым;
  • поведение ребенка противоречиво, его невозможно предсказать;
  • ярко выражено стремление к независимости и самостоятельности.

Дело в том, что ребенок в течение второго года жизни находится в постоянном стремлении делать самостоятельные шаги, но в то же время держать маму рядом с собой. Он может отойти от родителя и проверить свои способности и навыки «в деле». Но мысль о том, что он отдельный независимый человек, пугает малыша. Ему в большой мере нужна забота и тепло, особенно когда ребенок устал, обижен, или плохо себя чувствует.

Как справиться с эмоциональной нестабильностью младенца?

Обеспечивайте ребенку как можно чаще физический контакт. Ваша цель — укрепить у него чувство защищенности и благополучия. Сидите рядом, обнимайте, будьте внимательны к настроению малыша. Реагируйте, когда он счастлив и когда расстроен. Поддержка и необходимая дисциплина помогут ребенку миновать непростой период.

Важно! Объяснять правила поведения или наказывать кроху в год — совершенно бесполезно. Ребенок вас просто не поймет, а регулярные подобные действия приведут к озлобленности и агрессии с его стороны. Лучший способ помочь годовалому крохе восстановить уверенность в себе — предоставить ему необходимую поддержку и внимание.

Еще советуем посмотреть видео с опытом молодой мамы, которая рассказывает о достижениях своего годовалого ребеночка:

5 полезных занятий для годовалого малыша

Основная цель игр с ребенком в возрасте года — это общение и удовольствие. Малышу необходимо выражать свои эмоции, развивать ловкость и моторику рук. Развивающие пособия пока лучше отложить в сторону, не стоит перегружать ими интеллект. Осваивать знания ребенок сможет с помощью крепкой базы в виде навыков, которую и необходимо для начала создать.

Игры с водой

Малыши любят плескать в воде, это факт. Чтобы совместить приятное с полезным, устраивайте пару раз в неделю водные игры. Переливание воды из стакана в стакан, плавающие утята, водный конструктор с присосками и пищащие игрушки/брызгалки — все это доставит маме с ребенком море удовольствия и поспособствует развитию навыков малыша.

Простые аппликации

Аппликации помогают развивать воображение, мелкую моторику и усидчивость. Нарежьте из цветной бумаги простые геометрические фигуры — круги, квадраты, треугольники. Покажите малышу, как из прямоугольника и двух кругов получится машина. Слегка смазав клеем-карандашом, предложите крохе прилепить нос или ушки медведю. Такие простые занятия вместе с родителем принесут младенцу много положительных эмоций.

Сенсорика с сыпучими материалами

Годовалый ребенок только начинает знакомиться с различными материалами, развивая свое восприятие ощущений. Хороший способ развить сенсорику внешнего восприятия — игры с крупой. Начните с малого: насыпьте в баночки из-под детского питания крупу или мелкие макароны, дайте ребенку их потрясти. Будем интереснее, если в каждую баночку добавить пищевой краситель. Также можно поиграть с манкой — распределите крупу на подносе и порисуйте с малышом пальчиками на ней.

READ
Препараты для лечения атеросклероза

Учимся лепить

Отличный способ развить мелкую моторику крохи — дать поиграть ему с кусочком обычного теста. Покажите малышу, как можно сминать тесто в ком. Делая мелкие движения кистями и пальцами рук, у ребенка формируется ловкость, стимулируется развитие мозговой деятельности.

Интересно! Для занятий подойдет и солёное тесто. Сделать его очень просто: нужно смешать 200 г муки, 200 г соли, 125 мл воды и 2 ст.л. растительного масла. Первые «поделки» малыша или отпечаток ладошки на тесте можно подсушить на воздухе и сохранить на память.

Очень хорошее видео — пальчиковая гимнастика для малышей. Полезно для развития вашего малыша:

Читаем сказки

В годик удержать внимание на книге и её прослушивании малыш еще не сможет, но он непременно обратит внимание на яркие иллюстрации. Знакомьтесь с простыми сказками — «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Ребенок постепенно будет запоминать героев, а после полутора лет может пытаться воспроизводить фрагмент из полюбившейся истории. Добрые сказки с детства учат правильному поведению и навыкам общения.

Что ребенок должен уметь в 1 год

Не успели вы оглянуться, а вашему малышу уже год! И, если вы — ответственный родитель, то один из важных вопросов, который вас наверняка волнует: Что ребенок должен уметь в 1 год?. Разумеется, у каждого крохи — свой темп развития, но все же по поводу определенных навыков педиатры сходятся в едином мнении.

Достижения первых 12 месяцев

К рубежу в 12 месяцев малыш приходит с определенными достижениями.

Вот, что чаще всего умеет ребенок в год:

  • наблюдает глазами за движущимся объектом или свечением;
  • сопровождает глазами звук и объект игрушки, тянет к ней ручки;
  • улыбается;
  • вертикально держит голову;
  • быстро и ловко переворачивается с одного бока на другой, на живот и обратно на спину;
  • уверенно сидит и стоит с поддержкой, делает первые шаги;
  • гулит, произносит первые слоги и слова.

Что ребенок должен уметь в 1 год

Основные физические навыки

В год ребенок уверенно сидит и стоит с поддержкой взрослого или придерживаясь за какой-то предмет или стену, ползает. Малыш легко может встать на ноги из положения сидя, и вовсе необязательно, что перед своими первыми шагами он будет ползать — некоторые дети минуют эту стадию. Поскорее начать ходить обычно спешат активные ребята: они предпочитают самостоятельно держаться за опору или при любой возможности — за руку взрослого, чтобы добежать до намеченной цели. Невероятно, но факт: всего за 12 месяцев ребенок переходит из абсолютно горизонтального положения в вертикальное и очень подвижное.

Что должен уметь ребенок в 1 год:

  • передвигаться по ступенькам лестницы, держась за руку взрослого, переползать по ступенькам;
  • самостоятельно залезать на стул, кресло, диван и другие поверхности;
  • спускаться с лестницы или предмета мебели.

Все эти особенности родителям малыша необходимо учесть. Ведь, если вы вовремя не обезопасите малыша от опасностей (окон, на которых нет защитных сеток, открытых розеток, горячих, острых и тяжелых предметов на краю стола и т. д.), то можете столкнуться с трагическими ситуациями. Не надейтесь на то, что годовалый ребенок не способен очень быстро очутиться на подоконнике или столе: он очень сообразителен и уверенно стремится к цели.

Конечно, это вовсе не означает, что ребенку постоянно надо говорить «нет» и ограничивать любое его перемещение. Как раз напротив: доверяя малышу, но постоянно за ним присматривая, старайтесь показывать ему, что в окружающем мире есть предметы большой опасности, обязательно обозначьте их определенным кодовым словом и жестом. А если вы желаете, чтобы малыш поскорее сделал свои первые шаги, реже берите его на руки и стимулируйте к самостоятельному передвижению. К примеру, дайте ему возможность самому залезть на горку или перешагнуть через бордюр песочницы. Будьте «страхующим элементом», но не выполняйте за ребенка его «работу».

Что ребенок должен уметь в 1 год

Как малыш познает мир

Сейчас ваш малыш активно интересуется «деталями мира», который начинается с его собственных игрушек. Он может стремиться что-то собирать и разбирать, наблюдать, как это делают взрослые.

«Ручные навыки», что должен уметь ребенок в 1 год:

  • «работать» с пирамидкой, состоящей из нескольких колечек: разобрать ее и собрать;
  • построить домик, поставив друг на друга пару-тройку кубиков;
  • интересуется устройством предметов с крышками — коробочек, кастрюлек; может класть в них другие предметы и закрывать крышками;
  • интересуется игрушками-сортерами, в отверстия которых можно протолкнуть предмет; вы можете смастерить такой самодельный «сортер» из обычной коробки, прорезав в ней круглое или прямоугольное отверстие;
  • если поставить перед ним пустую тарелочку и чашку, он может «попить» или «поесть» из нее, «по-игрушечному» показав, что умеет это делать;
  • может взять игрушку, как ему удобно — и одной, и двумя руками, и двумя пальцами, переложить ее из одной руки в другую;
  • понимает, что предметы могут двигаться (машинка, мячик, коляска и т. д.) и поэтому стремится их покатать;
  • играет с куклой: кормит ее, укладывает в кроватку, причесывает и т.д.;
  • играет со своими вещами — тапочками, шапочкой и т. д.;
  • может самостоятельно пользоваться шкафом: открыть и закрыть ящик или дверцу, вытащить игрушки или вещи и убрать их в шкаф;
  • старается повторять то, что делают другие дети или взрослые: хлопать в ладоши, стучать по предмету, копать лопаткой песок и т. д.;
  • копирует действия взрослых: вытирает пыль, как мама или чинит кран, как папа.
READ
Постоянный кашель: причины и лечение

Кого должен узнавать и что должен знать и уметь ребенок в 1 год

  • малыш уже не только плачет, чтобы что-то попросить; он может улыбнуться, если ему что-то нравится, показать недовольство мимикой, указать на желанный предмет;
  • ребенок может выражать чувства к близким людям или игрушкам прикосновениями, поцелуями, объятиями;
  • ребенок постепенно разрабатывает собственный «телесный язык», жестами выражая свои желания или недовольство;
  • ребенок уже явно проявляет эмоции: раздражение при запрете, плач при обращении незнакомца, радость при виде близкого или новой игрушки;
  • кого и что должен знать ребенок в год: близких людей (маму, папу, родственников, в том числе узнавать их на фото), а также животных и предметы, которые часто видит (может показать их на картинке, на улице);
  • познакомить ребенка с книжкой можно уже в 6-месячном возрасте (есть и специальные книжки, которые можно «читать» в ванной), поэтому в годовалом возрасте ребенок может не только самостоятельно перелистывать страницы книги, но и приносить ее с просьбой почитать;
  • малыш все чаще копирует действия родителей: «говорит» по телефону, «читает» газету, «забивает гвозди» игрушечным молотком, «стирает» вещи, «подметает» пол;
  • родители с удивлением могут узнать собственные жесты и мимику в своем ребенке, который в этом возрасте способен не только распознавать интонацию, но и копировать ее;
  • ребенок откликается на просьбы и вопросы взрослых «где мама?», «покажи ведерко», «дай шапочку»;
  • если вы поете и танцуете в присутствии ребенка, он быстро научится подпевать и подтанцовывать вместе с вами;
  • малышам-годовасикам обычно нравится играть в «прятки», закрывая ладошками лицо, и в «ладушки»;
  • ребенка уже интересует собственное зеркальное отражение, поэтому при каждой возможности он стремится покрутиться перед зеркалом, потрогать его руками.

Конечно, это — далеко не все навыки из списка того, что умеет ребенок в 1 год, ведь в таком возрасте ребенок способен по-настоящему удивить любого взрослого и даже вызвать приступ умиления и гордости у собственных родителей. Но чтобы ваша радость не иссякала, старайтесь ежедневно заниматься развитием ребенка и чаще с ним общаться.

Что ребенок должен уметь в 1 год

Первые слова

Малыш понимает смысл несложной речи и обращения к нему. Но пока он больше ориентируется на интонацию, чем на слова, хотя и знает смысл определенных фраз. Разговаривайте с ребенком чаще — и его словарный запас будет расти день ото дня, даже если пока этот запас пассивен (доступен пониманию, но не используется в речи). В год малыш уже понимает примерно 10 слов и выражений, включая звукоподражания (к примеру, если «мяу» — это «кошечка»).

Ели ваш ребенок совсем ничего не говорит, не паникуйте. Главное — чтобы он понимал ваши фразы и обращения. Если понимания не наблюдается — обязательно обратитесь к педиатру, ведь у малыша могут быть слуховые, психологические или неврологические нарушения, которые необходимо компенсировать своевременно.

Что еще ребенок должен уметь в 1 год:

  • откликаться на свое имя;
  • стараться повторить незнакомые слова;
  • реагировать на «нельзя» и «можно»;
  • реагировать на вопрос «кто это?», «что это?», «отвечать» словами или слогами: мама, баба, мяу и т. д.;
  • показывать действия: как пьет, кушает, копает и т. д..

Если вы часто общаетесь с малышом, разговариваете, рассказываете о том, что происходит вокруг, читаете ему, то он научится говорить гораздо раньше многих сверстников. Особенно, если вы говорите четко, ясно и неторопливо, стимулируя ребенка повторять вашу речь. Не уменьшайте и не коверкайте слова, чтобы малыш не запоминал их неверное звучание. Общайтесь с помощью нормальных «взрослых» фраз, но вкладывайте в них больше эмоций.

Как годовасики могут себя обслуживать и чему ребенок может научиться в 1 год

Если вы дали малышу возможность быть самостоятельным, то к 12 месяцам он научится:

  • мыть и вытирать руки;
  • держать в руках ложку (а, возможно, и вилку) и использовать их;
  • хорошо жевать, откусив твердую пищу, а прожевав, проглатывать ее;
  • пить из небольшой чашечки или из «непроливайки»;
  • интересоваться горшком и начать им пользоваться (малыш понимает логическую цепочку между естественными потребностями и горшком, особенно, если вы приучили его к этому каким-то условным знаком или звуком);
  • делать попытки самостоятельно одеться и обуться (особенно, если в свободное время вы даете ребенку его одежду, чтобы у него была возможность потренироваться).
READ
Артроз второй степени

Разумеется, все вышеперечисленные навыки малыш осваивает не только сам, а во многом — благодаря взрослым. Если дадите ему возможность развиваться самостоятельно, но при этом будете уделять много внимания общению и комментариям окружающего мира, то ни один раз удивитесь способностям годовасика. А пару лет спустя будете с улыбкой вспоминать, что именно ваш ребенок умел в год.

Особенности развития ребенка в 12 месяцев: что должен знать и уметь каждый малыш в 1 год?

Прошел целый год с того дня, как в вашей жизни и вашем доме появился крохотный комочек счастья. Что же это такое – ребенок в 12 месяцев, каким он стал и что его ждет впереди? Закончилось беспокойное время младенчества, он вырос, сделал свои первые шаги и успел уже проявить свой характер. Научился хмурить брови и заливисто смеяться, освоил первые навыки общения и уже многое умеет делать самостоятельно. Что же дальше, чему теперь учить годовалого ребенка, каким должен быть его вес, чем кормить, как правильно развивать – на эти вопросы мы и постараемся дать ответы.

iStock_24421532_wide

Физическое развитие годовалого малыша

Первое, что, конечно же, волнует маму – физическое развитие малыша. Задумываясь, как развит ее ребенок, она невольно сравнивает его с другими детьми: худенький или полненький, крепко стоит на ножках или еще неуверенно. Чтобы развеять возникающие сомнения, обратимся к среднестатистическим показателям.

Заглянув крохе в ротик, мы увидим там 12 крепких молочных зубов. Если их меньше, не переживайте – развитие ребенка к 12 месяцам часто идет по индивидуальному плану. Обеспечьте в рационе малыша витамин D, фосфор и кальций – зубки вырастут.

Вес колеблется между 10 и 11 килограммами (последняя прибавка перед взвешиванием составляет не менее 350 граммов). Таким образом, ребенок к 1 году должен набрать около 7 килограммов. Посмотрим на рост. Для ребенка 12 месяцев он должен составлять 72-77 сантиметров, за последний месяц прибавка в росте должна равняться 1,5 сантиметрам. Заметим, что после годика его физические параметры будут меняться медленнее, ведь малыш начнет больше двигаться.

Новые самостоятельные действия

Как правило, ребенок в 1 год начинает ходить. Расширяются и другие его действия, связанные с окружающей обстановкой. Вертикальное положение обогащает физические навыки крохи, а ум великого исследователя толкает к их применению.

Ребенок 1 год

В годик кроха активно изучает окружающий мир: он уже не так сильно зависит от мамы, поэтому за ребенком нужно следить – он может оказаться где угодно

Когда ребенку исполнилось 12 месяцев, он умеет:
(см. также: когда ребенок начинает говорить и называть маму?)

  • Твердо стоять на ножках и делать первые шаги (рекомендуем прочитать: когда ребенок начинает самостоятельно стоять на ножках?). Если ваш ребенок стоит плохо и охотнее ползает, стоит показать его педиатру. Врач установит причину подобного поведения и даст полезные рекомендации. Возможно, вам придется пройти курс специального массажа. Серьезного повода для волнения нет, но желательно, чтобы к годику ребенок уверенно становился на ноги.
  • Человечек в 12 месяцев пытается освоить залезание на диван и сползание с него. Учится подниматься и спускаться по ступенькам лестницы. Если залезает он легко, то при спускании может проявиться страх, основанный на сформированном инстинкте самосохранения. Помогите крохе, подскажите, как сделать это правильно, чтобы в дальнейшем не развить в ребенке фобию.
  • Самостоятельность проявляется и в желании самому держать ложку. Малыш может перекладывать ее из одной руки в другую, пробует брать ею кашу или пюре, учится кушать сам.
  • Среди новых навыков появляются такие, как зачерпывание воды, открывание шкафов, дверей, ящиков, снятие бус через голову, разрывание бумаги на кусочки. Купаясь, он может брызгаться не только руками, но и ножками. Научившись твердо стоять, он может попробовать вылезти из ванны. Никогда не оставляйте его одного во время купания.

Познание через подражание и активное участие

Подражание взрослым для годовалого ребенка – естественный процесс познания мира. Если вы делаете по утрам зарядку, малыш будет повторять за вами гимнастические упражнения, пойдет за папой на кухню и станет помогать ему что-нибудь ремонтировать. Здесь важно, чтобы пример был правильным и полезным.

  • Тактильный способ изучения предметов сохраняется у маленького человечка 1 года. Кроме того, он все еще старается попробовать на вкус то, что взял в руку. Теперь, когда он может самостоятельно перемещаться по дому, внимательно следите за тем, что попадается ему на глаза и в руки – уберите подальше мелкие и опасные вещи, чтобы ребенок не смог их проглотить или засунуть себе в нос и уши.
  • Долгое время обозревая мир из положения лежа или у мамы на руках, к годику бывший младенец готов стать центром вселенной. У ребенка 12 месяцев развитие идет бурными темпами (см. также: как проходит развитие ребенка от 2-х лет до 3-х лет?). Ему хочется во всем принять участие, он хочет быть полноправным действующим лицом. Если ему что-то запрещают или куда-то не пускают, кроха способен показать характер и высказать свое недовольство сердитым ворчанием или криком. Тут он тоже копирует вас.
  • Важный предмет личной гигиены ребенка 12 месяцев – ночной горшок. Большинство родителей знакомят с ним малыша раньше, если же вы еще не приучили ребенка к нему, воспользуйтесь рекомендациями, данными на нашем сайте.
READ
Аскорбиновая кислота при беременности: можно или нет

Безопасность малыша

Прямо в доме малыша подстерегает не меньше опасностей, чем на улице, поэтому родители должны принять меры: купить заглушки на розетки, убрать из нижних ящиков острые предметы, лекарства

Речь, эмоции и поведение

Достигнув годовалого возраста, ребенок расстается с простейшими звуками речи типа «агу» и «гу-гу», и осознанно пытается произносить слоги и отдельные слова. При условии нормального развития он может порадовать вас 5-10 легкими словечками из собственного лексикона. Главное его желание при этом – чтобы мама и папа его поняли. Научитесь понимать свое чадо, тем более что при нехватке слов ребенок может дополнить свою речь жестами.

Кроме того, он правильно озвучивает то, что видит: мама у него будет «ма», а машинка «дыр» или «ши». Разбирается он и в тех словах, что говорят ему взрослые: на замечание о предмете, что это «кака», ребенок выбросит его из рук. Если ваше чадо упорно молчит, обратитесь к видеоурокам доктора Комаровского. В них подробно выясняются причины такого молчания и даются советы, как исправить положение.

Увеличивается у малыша 1 года и потребность в эмоциональном выражении своих желаний и поступков. Речь дополняется слезами и смехом, испугом и радостью. Если малыш видит чужого, он может заплакать, а знакомый человек вызывает у него радостные эмоции. Хорошо реагирует на музыку, любит потанцевать под нее, если крепко стоит на ножках.

Маме следует понять, что перед ней уже человек, а не младенец. Научитесь хвалить мальчика или девочку за хорошее поведение, говорите им «спасибо», подавая личный пример вежливости. Запаситесь развивающими играми и побольше читайте малышу, чтобы в его речи появлялись новые слова.

Чем кормить ребенка в 1 год?

Рацион малыша состоит из продуктов, рекомендованных для питания ребенка в годовалом возрасте. Исключение составляет питание детей, у которых отмечены аллергические реакции на определенные продукты. Непозволительно кормить ребенка 12 месяцев пряностями, шоколадом, копчеными продуктами, колбасами, острой пищей. Пришла пора распрощаться с соской на бутылочке – малыша надо приучать самостоятельно управляться с ложкой. Впрочем, доктор Комаровский советует сохранить в меню ребенка молочную смесь для годовалого возраста, но и ее лучше давать не из бутылочки, а наливая в мисочку.

Малыш ест клубнику

Годовалый малыш может потихоньку переключаться на взрослую пищу, однако не вредную, а полезную, которая поможет ему активно полноценно развиваться

Особое внимание уделите консистенции пищи, так как ребенок должен развивать жевательный рефлекс. Замените пюре тушеной картошкой или овощами. Нежные мясные и рыбные котлетки также включите в рацион малыша. Следите, чтобы он не откусывал большие куски. Можно давать хлеб, печенье, фрукты. Сохраните и интервалы между кормлениями в 3,5-4 часа. Давайте крохе только свежеприготовленные блюда: все, что постояло день в холодильнике, в пищу ребенку не годится.

Здоровье и личная гигиена

Посещение педиатра с ребенком в 1 год – это обязательная процедура. Врач проводит физиологические измерения (рост, вес, объем грудной клетки и окружность головы), берет анализы. Специалисты (ортопед, невролог, хирург) проверяют малыша по своим направлениям. Обязательно посетите офтальмолога и стоматолога, чтобы не упустить никаких мелочей в развитии ребенка. Личная гигиена малыша состоит из:

  • умения умывать ручки и лицо, попыток почистить зубки;
  • обязательного мытья рук после улицы и перед едой;
  • вечернего купания или ополаскивания под душем;
  • личных предметов гигиены (мыло, полотенце, зубная щетка, расческа).

Вопрос о вакцинации решается с педиатром. Последнее время ведутся многочисленные споры о целесообразности и безопасности прививок. Многие детки хорошо переносят различные прививки, но всегда сохраняется риск индивидуальной непереносимости. Обсуждать что-то по слухам ошибочно, лучше проконсультироваться с врачом. Самостоятельно решать вопросы об отказе от вакцинации не стоит. Подробно тема прививок освещена в других материалах нашего сайта.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Ссылка на основную публикацию